Кришнаиты отметят Джанмаштами 30 августа. Что это и Христос ли Кришна?

Главная / Культы восточной ориентации / Кришнаиты отметят Джанмаштами 30 августа. Что это и Христос ли Кришна?
Поделиться

Кришна Джанмаштами — так называется крупнейший праздник вайшнавского культового календаря. “Джанма” переводится с санскрита как “рождение”, аштами — “восьмой день”. Согласно верованию вайшнавов Кришна родился (а вернее — создал иллюзию своего рождения) в полночь в восьмой день (Аштами) убывающей луны (Кришна Пакша — период в 15 дней со дня полнолуния) в месяц Шравана (5-й месяц индуистского календаря) или Бхадра (6-й месяц)1В зависимости от того, считают в данном регионе Индии последним днём месяца полнолуние или новолуние. В Индии имеются календарные региональные отличия.. По Григорианскому календарю праздник преходящий и может выпадать в разные годы на август или сентябрь.

Празднование традиционно предваряется постом-голоданием (упаваса — up+vaas; букв.: рядом оставаться [с Богом]) до полуночи. Отмечается он пением гимнов, ратри-джагарана (всенощным бдением: (ратри — ночь, джагарана — бодрствование), раздачей специальной культовой еды и фестивалем (махотсава). Некоторые общины устраивают танцевально-драматические представления (Раса-лила, или Кришна-лила).

Вот как описывает празднование публикация на сайте «Миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх» (Да, Кришнаизм, Гаудия-вайшнавизм это не только “Общество сознания Кришны” производства Свами Прабхупады!)

«В храмах в этот день делаются особые подношения Божествам, а также обычно проводят Их омовение смесью молока, йогурта, масла гхи, меда и сахара, а также водой.

В течение дня преданные постятся до момента пришествия Господа (по самочувствию) до полуночи (в Индии полночь наступает в 21:30 по мск), поют вайшнавские песни, памятуют о Господе, читая об игре явления Кришны из «Шримад-Бхагаватам» (10.3), «Гарга-самхиты», книги «Кришна» («Источник вечного наслаждения»).

В полночь читаются первые несколько шлок из третьей главы десятой песни «Шримад-Бхагаватам», проводится праздничное арати в честь явления Господа Кришны и мощный киртан, а потом раздается экадашный прасад».

_______

Глоссарий.

Арати. Название происходит от санскритского “аратрика”: то, что удаляет ратри — тьму. Это индуистский ритуал, восходящий к огненным церемониям ведийского периода. Символизирует взаимодействие 5-ти элементов, составляющих Мироздание. В ходе него божествам поочередно предлагаются вещи, символизирующие эти элементы: цветок представляет землю (твердость); вода и сопутствующий платок — воду (текучесть); топленое масло (гхи) — огонь (тепло); павлиний веер воздух (его движение); чамара (веер из волос хвоста яка) — эфира (пространство). Благовония олицетворяют очищенное состояние ума. Таким образом все аспекты материального бытия человека символически предлагаются божествам.

Киртан. Коллективное воспевание божественных имён и прославления богам. От санскритского “киртт”: что-то громко возглашать, чтобы слышали другие.

Экадашный прасад. Экадаши (санскр.: одиннадцать) — каждый 11-й день после новолуния и полнолуния лунного месяца. Время воздержания от зерновых, бобовых и нек. др. продуктов и особых духовных усилий. В соответствии с мифом в этот день в зерновые и бобовые вселяется грех и вкушающие им оскверняются. Прасадом называется идоложертвенная пища, перед употреблением предложенная Кришне. По сути любая пища кришнаитов, так как они ничего не едят без предложения богу.

Хотя во время экадаши желательно полное воздержание от еды, однако для тех, кто не может его соблюсти строго позволяется пить немного воды, сока; съесть немного фруктов овощей, орехов, молоч­ных продуктов. Продукты, дозволенные как послабление и составляют экадашный прасад.

_______

В некоторых регионах Индии празднование обретает форму масштабного красочного фестиваля, во время которого можно наблюдать забаву “Дахи ханди”. Буквально: “глиняный горшок с йогуртом/творогом”). На определённой высоте подвешивается горшок, наполненный молоком, творогом, маслом, фруктами и водой. Молодые люди становясь друг на друга образуют пирамиду и пытаются достать или разбить этот горшок. Вокруг располагаются девушки, которые танцуют, поют песни и подбадривают парней. В Индии это хорошо коммерциализированное представление с участием спонсоров и СМИ. Иногда вместо “дахи” горшок наполняют призовыми деньгами.

А символизирует это представление так называемые детские шалости Кришны, который любил обворовывать пастухов и пастушек (гопи). Вот как об этом говорит 10-ая песнь (глава) Шримад Бхагаватам (Бхагавата пураны) в переводе основателя “Общества сознания Кришны” Свами Прабхупады (гопи обращается к матери Кришны Яшоде):

“Милая подруга, Яшода, иногда твой сын приходит в наши дома раньше, чем мы подоим коров, и отвязывает телят, а когда хозяин дома начинает сердиться, твой сын просто улыбается. Иногда Он придумывает какой-нибудь способ украсть вкусную простоквашу, масло и молоко и потом съедает и выпивает их. Когда собираются обезьяны, Он делится с ними, а когда обезьяны настолько объедаются, что уже больше ничего не хотят, Он разбивает горшки. Иной раз, если Ему не удается украсть из какого-то дома масла или молока, Он сердится на его обитателей и в отместку начинает дразнить и щипать их маленьких детей. А когда дети начинают плакать, Кришна уходит…

Если молоко и простоквашу хранят высоко в горшках, подвешенных к потолку, и Кришна с Баларамой не могут до них дотянуться, Они складывают друг на друга разные дощечки и переворачивают вверх дном ступу для специй. Прекрасно зная, что́ в горшке, Они продырявливают его…

Когда Кришну застают за шалостями, хозяин дома с напускной сердитостью говорит Кришне: „Ты вор!“ Кришна же отвечает ему: „Я не вор. Это ты вор!“ Иногда, разозлившись, Кришна мочится и испражняется в наших чисто убранных домах…”

Уж, простите: из пураны слов не выкинешь! Такой уж у кришнаитов бог!

Яшода, впрочем, не биологическая мать Кришны. Но сюжет его рождения я пересказывать не буду. Это прекрасно — кратко, ясно, контекстуально — сделала культуролог Наталья Теренкова: «Рождение Кришны и что этому предшествовало».

Вместо этого стоит сказать пару слов о попытках отождествить Кришну и Христа на основании якобы схожих деталей в истории их рождения. (В эту ловушку попалась и Теренкова.) Одни делают это для того, чтобы сказать, что фигура Христа не исторична: она выдумана на основе предшествующей мифологии. А другие для того, чтобы заверить: “Приняв Кришнаизм Вы можете оставаться христианином!”

Вот как выглядит типичный текст для проведения аналогии.

«1. Предсказания: рождество Христа предсказано в Ветхом Завете / рождение Кришны предстказано до его рождения.

2. Звезда на востоке и поклонение волхвов: во время рождения Христа на востоке появилась звезда, и мудрецы с Востока, следуя за ней пршли поклониться богочеловеку / во время рождения Кришны на небе появилось некое знамение, в результате чего все риши узнали, что родился Бог и пришли ему поклониться.

3. Рождение в темнице/пещере: Христос родился в пещере (из тьмы свет воссиял) / Кришна родился в пещере-темнице.

4. Благовещение и непорочное зачатие: ангел Гавриил сообщил Марии, что Она будет иметь ребёнка от Бога / Вишну сообщил матери Деваки, что она родит его воплощение без помощи мужа. Он вошёл в сознание Деваки, а затем в её лоно – таким образом произошло непорочное зачатие.

5. Преследование со стороны царя и избиение младенцев: царь Ирод, испугавшись, что рождённый Мессия захватит его трон предпринимает избиение младенцев / царь Камса, испугавшись, что Кришна (согласно предсказанию) захватит его престол, убивает всех детей, рождённых Деваки (8 человек).

6. Бегство в Египет: Иосиф и Мария берут Божественного Младенца и, скрывась от гнева Ирода, уезжают в Египет / Васудева, земной отец Кришны, боясь преследований Камсы, переносит Кришну через реку Джамну и прячет его в пастушеской деревне Вриндаван».

Начать нужно с того, что основной сюжет рождения Кришны находится в “Шримад Бхагаватам”. Эту пурану большинство учёных датирует между 800 и 1050 годами по Рождестве Христовом. А самая ранняя (правда, очень спекулятивная) научная датировка — 6 век по Р. Хр. Осложняется дело тем, что рукописи сохранились во множестве противоречивых версий, которые правились и склеивались в единый текст в 18 веке. Но и сейчас существует две крупные редакции: вайшнавская (в которой Кришна аватар Вишну) и кришнаитская, в которой многие тексты, где в вайшнавской редакции упоминается Вишну, теперь говорят о Кришне…

Так что если могло иметь место заимствование, то это поклонники Кришны заимствовали элементы евангельского сюжета, а не наоборот.

Во-вторых, следует заметить, что использование сходства в качестве самодостаточно доказательства заимствования ненаучно.

Как отмечает литературовед Александр Евлахов, рассуждая о применимости метода поиска заимствований к литературным памятникам:

«Не всякое сходство говорит о заимствовании. Один и тот же образ или мотив, даже один и тот же сюжет, могут зародиться совершенно самостоятельно, независимо друг от друга, прежде всего, в силу единства, повсеместного тождества человеческой личности. Ведь, в конце концов, конструкция мыслительного аппарата человека всюду и везде одна и та же. Если же принять во внимание, что человечество, кроме того, в известные периоды своего существования проходит, в общем, одни и те же этапы культурного развития, то легко понять, что теория литературного заимствования часто указывает генезис там, где его вовсе нет, и что вообще не может быть строгого, абсолютно верного критерия для различия заимствования от простого совпадения, случайного сходства».

Те же проблемы и у схожих мифологических сюжетов.

В-третьих, для придания впечатления сходства нарочито используются слишком общие формулировки, выпускающие из вида существенные различия. Скажем, в преследовании со стороны царя и убийстве младенцев упускается из виду, что Ирод велел заколоть младенцев, а Камса послал к ним демоническую кормилицу Путану с ядовитым молоком. Младенец Христос был спасён родителями, эмигрировавшими в Египет, а Кришна спас себя сам, высосав из Путаны жизнь. Семья Христа вернулась только после смерти Ирода, а Кришны никуда и не уезжала. Более того, Камса дождался предсказанной встречи с Кришной и был им убит.

«По этому поводу один русский исследователь замечал, что “при таком способе отысканная литературных аналогий можно найти черты Гильгамеша в любом историческом деятеле. Возьмем для примера императора Петра Великого: у Гильгамеша есть друг Эабани, у Петра — Меньшиков; Гильгамеш и богиня Иштар, Петр и Екатерина; Гильгамеш побеждает Хумбату, Петр — Карла XII; Гильгамеш отправляется в дальнее путешествие, Петр едет за границу для получения европейского образования, и т.д.”». (Диакон Георгий Максимов, История религий. Курс лекций)

В-четвёртых, допускается прямое враньё. Например, нет в индуистских текстах никакого сюжета “благовещения” Деваке2Мне попадалась попытка отождествить мать Христа Марии с Девакой на основании созвучия “дева” и “Девака”. Однако автор оригинальной идеи не учёл, что Новый Завет писался на греческом, и потому в оригинале Библии не “дева”, а παρθένος — “парфэнос”.. Нет никакого основания полагать, что зачатие Кришны произошло без участия мужа. Девака не была девой, в отличие от матери Христа: Кришна был её восьмым ребёнком. А по некоторым источникам Девака сама божественное существо: аватара богини Адити. В то время как мать Христа — полностью человек.

Аналогично не известны тексты, датированные временем до рождения Кришны, в которых имеются предсказания о его рождении.

Не было при рождении Кришны и никакой “звезды на востоке” или других очевидных небесных знамений, тем более ведущих кого-то к месту его рождения. Как и сюжета поклонения риши.

Просто индуистам в целом присуща вера в астрологию. В частности в то, что хорошие события сопровождаются благоприятным расположением звёзд. Именно в это и верят поклонники Кришны:

«Когда наступило время явления Господа, созвездия расположились самым благоприятным образом. Астрологическое влияние звезды по имени Рохини усилилось и стало преобладающим. Считается, что эта звезда, которой повелевает сам Господь Брахма, приносит счастье и удачу». (Свами Прабхупада, Рождение Господа Кришны // Кришна. Верховная Личность Бога)

То есть при рождении Кришны Луна находилась в созвездии Тельца в накшатре3Накшатра — так называемые “лунные дома”, или “лунные стоянки”: условно выделяемые участки небосклона на пути следования Луны на протяжении лунного месяца. Каждая накшатра носит имя самой яркой звезды в нём. Рохини. Вот и всё небесное знамение!

Наконец нужно подчеркнуть, что воплощение Кришны в человеке было лишь иллюзорным: лилой рождения, то есть игрой в рождение. Так что о рождении его можно говорить лишь условно.

«…Явление Господа ничем не напоминало рождение обычного живого существа (дживы). Рождение Всевышнего, а также всех Его проявлений, вечно и трансцендентно. <…>

Та сила, благодаря которой Всевышний принимает Свое рождение, вечно духовна и полна трансцендентного блаженства. Тогда как та сила, которая приводит к рождению дживы (живого существа — Дежурный сектовед), чужеродна дживе и погружает ее в океан тройственных страданий. Это различие описано Самим Господом в Бхагавад-гите (4.9): <…>

Господь не рождается подобно дживам, которые входят в жизнетворную жидкость. У Него также нет и мирских родителей…» (Рождение Кришны / Статья из журнала “The Harmonist”, издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. № 5, том XXV за октябрь 1927)

В тоже время Христос принял человеческую природу подлинно:

Рим 1:3: “о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти…”

1Ин 4:2-3: “Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04