Археология палеоконтактов Эриха фон Дэникена

Главная / НЛО-культы / Археология палеоконтактов Эриха фон Дэникена

14 апреля 1935 года в городе Цофинген в Швейцарском кантоне Ааргау родился Эрих фон Дэникен. Не его перу принадлежат первые формулировки идеи о посещении инопланетянам древней Земли. Но мало чьи работы сравнятся по популярности и влиянию на становление облика современной уфододокументалистики с книгами и фильмами этого идеолога теории палеоконтакта. Его наукообразные аргументы до сих пор воспроизводятся в квазидокументальных фильмах, псевдонаучных сериалах и телепередачах.

В этой заметке мы подобрали 7 археологических доказательств палеоконтакта из легендарной книги именинника «Колесницы богов» — достаточно типичных, чтобы по ним можно было составить общее впечатление об уровне и качестве его работ в целом.

Но сперва несколько слов о самом авторе.

Штрихи к портрету Эриха фон Дэникена

Уже во время учёбы в международной католической школе Сен-Мишель во Фрибуре Эрих отверг церковное понимание Библии и увлёкся идеей о том, что многие эпизоды Священной истории это отголоски контакта древних людей с инопланетянами, переделанные жрецами во встречи с богами, ангелами и под.

Католическое воспитание не оказало, видимо, существенного влияния и на мораль мальчика: в 19 лет он получил первую судимость — 4 месяца условно за кражу.

В итоге юноша оставил школу и стал учеником швейцарского отельера.

В 1964 году он опубликовал в канадско-немецком издании Der Nordwesten заметку: «Были ли наши предки в космосе?».

Будучи командированным в Египет, Дэникен паральлельно собирал материалы для своих уфологических исследований, которые финансировал из сомнительных источников.

Во время командировки он принял участие в ювелирной сделке, в результате которой по возвращении в Швейцарию был арестован и осуждён на 9 месяцев за мошенничество и растрату.

После освобождения Эрих получил должность управляющего отеля Rosenhügel в Давосе.

Здесь он работал над едва ли не самым известным уфологическим бестселлером «Колесницы богов: Неразгаданные тайны прошлого» (нем. Erinnerungen an die Zukunft: Ungelöste Rätsel der Vergangenheit).

Публиковать её никто не взялся, за исключением издательства Econ Verlag, но после глубокой переработки профессиональным писателем Уцу Утерманном. Этот известный пропагандист нацизма в гитлеровской Германии в качестве главного редактора рейхсфюрера отвечал за молодёжные журналы гитлерюгента. После войны взял псевдоним Вильгельм Роггерсдорф.

Первое издание «Колесницы богов» вышло в марте 1968 года. С тех пор выдержало множество переизданий. В 1991 году книга по праву удостоилась Шнобелевской премии в области литературы.

В 1970 году по её мотивам снят документальный фильм «Воспоминания о будущем» (нем. «Erinnerungen an die Zukunft; в англоязычном прокате — «Колесницы богов», англ. Chariots of the Gods). Соавтором сценария стал всё тот же Вильгельм Роггерсдорф.

Сам Дэникен в этом же году осуждён за «неоднократные и продолжительные» хищения, мошенничество и подделку документов. Суд установил, что фон Дэникен, находясь в должности гостиничного оператора в Давосе, между 1957 и 1968 годами «жил в стиле “Плейбоя”» и задолжал более 130 000 долларов. Для получения новых займов он подделывал документы и книги отеля. Приговорён к трём с половиной годам тюремного заключения и взысканию штрафа в размере 3 000 швейцарских франков.

Интересно, что в рамках процесса фон Дэникен был осмотрен психиатром, который характеризовал его как его искателя престижа, лжеца и неустойчивого криминального психопата с истерическим характером, но полностью ответственного за свои действия.

В 1976 году вышла вторая часть кинодилогии: «Тайны богов».

Сегодня Эрих фон Дэникен является автором более 20 книг уфо-культовой тематики, которые переведены на 32 языка и вышли общим тиражом более 60 миллионов экземпляров.

Топ-7 артефактов из «Колесницы богов»

1. Карта Пири-реиса

В главе «Невероятный и ещё не объяснённый мир» Эрих фон Дэникен упоминает созданную в 1513 году карту османского адмирала, мореплавателя и картографа Пири-реиса (полное имя — Хаджи Мухиддин Пири ибн Хаджи Мехмед). Дэникен приписывает этой карте невероятную точность, объяснимую только аэрофотосъёмкой, и даже отображение находящихся подо льдом географических нюансов Антарктиды, которые были открыты только около середины 20 века благодаря эхолокации.

«Сравнения с современными фотографиями земного шара, сделанными при помощи спутников, показали, что в основе карт Пири Рейса лежат аэрофотосъёмки, сделанные с очень большой высоты. Как это можно объяснить?

Только наличием космического корабля, висящего высоко над Каиром и направившего вниз свои камеры. В процессе съёмки возникает следующая картина: все, что находится в радиусе примерно 5 тысяч миль от Каира, воспроизводится совершенно точно, потому что лежит прямо под объективом. Но остальные страны и континенты заметно меняют свои очертания – тем больше, чем дальше они отодвинуты от центра съёмки», — пишет Дэникен.

Подлинные факты, однако, заставляют усомниться в необходимости приписывать карту инопланетному вмешательству.

1. Сам Пири заявляет, что его карта это сводный анализ нескольких картографических источников: приведённые к единому масштабу 8 карт Птоломея, арабская карта Индии, 4 современные ему португальские карты и некая «карта Колумба»1Ранее предполагалось, что это утерянная карта, составленная Колумбом. После безуспешных поисков исследователи склоняются к мнению, что имеется ввиду карта не составленная собственноручно Колумбом, но которой Христофор пользовался..

2. Мнение, что карта является азимутальной проекцией с центром в Каире оказалось ошибочным. Исследование, проведённое в Университете Висконсин-Грин-Бей Стивеном Датчем в 1998 году показало, что лучше всего центру соответствует точка вблизи пересечения нулевого меридиана и экватора2Dutch, Steven. “The Piri Reis Map”..

Что касается использования при построении проекций материков математического аппарата сферической тригонометрии, который в европейской картографии начали использовать только в 18-19 веках, то он за долго до был известен арабским математикам.

Нет ничего удивительного и в том, что автор знал длину экватора Земли с точностью около 100 км. Эратосфен вычислил длину окружности Земли около 240 года до нашей эры. По его подсчётам она составляет 250 000 стадий или 40 008 км. Что почти точно отражает современные представления о длине окружности Земли по экватору — 40 075,7 км.

3. Карта не только не является удивительно точной по современным меркам, но уступает по точности даже картам своего времени . Куда более точны карты Рибейро, карта Ортелиуса или карта Райта-Молино (считающаяся лучшей картой 16 века)3McIntosh, Gregory C. (2000), The Piri Reis Map of 1513, Athens, Georgia: University of Georgia Press..

Например, «Карибский бассейн» карты Пири больше соответствует очертаниям Японии карты 1492 года немецкого учёного и мореплавателя Мартина Бехайма.

Японский остров на карте Бехайма, 1492 г.
“Куба” на карте Пири-реиса

По представлениям того времени Азия должна была располагаться только через Атлантический океан, недалеко от Азорских островов и от легендарного острова Сен-Брендан. Последний, кстати, имеется на карте Пири, хотя его никогда не существовало нигде, кроме как в мифологизированных житиях святых.

Единственная часть карты, которую Пири срисовал с довольно точного источника — побережье Бразилии. Но как только мы наложим две береговые линии, то окажется, что соответствие только приблизительное.

4. Восхищённый точностью очертания «Антарктиды» Эрих фон Дэникен почему-то не задаётся вопросом: куда подевались почти 2 тыс. км побережья от Бразилии до Огненной Земли (вдоль всей Аргентины) и почему Антарктида срослась с Бразилией, а не лежит в 4 тыс. км к югу от неё?

В действительности «Антарктида» карты Пири соответствует представлениям того времени об окончании южноамериканского континента.

Правда, рисунок несколько наклонён вправо. Возможно, это объясняется желанием вписать его в имеющийся кусок пергамента. С другой стороны, карты в то время служили инструментом утверждения политической власти. Тордесильясский договор 1494 года разграничил владения между Испанией и Португалией по так называемому «папскому меридиану» или «la Raya». Территории на восток от меридиана отходили Португалии. Как свидетельствует надпись на карте Пири, он пользовался португальскими картами. А португальцам было выгодно, чтобы побережье к югу от Бразилии находилось в юрисдикции их страны.

Более того, если мы внимательно посмотрим на правый нижний край карты Пири, то увидим изображение змеи на «Антарктиде».

Соответствующее примечание гласит: «Эта земля необитаема. Всё в руинах (беплодно ?). И, говорят, здесь живут крупные змеи. По этой причине португальские кяфиры (араб., мусульм.: неверные, иноверцы — ред.) не высаживались на этих берегах, которые также, как говорят, очень знойные». Змеи, жара — вы всё ещё верите, что это об Антарктиде?!

2. Геоглифы

Геоглифы — нанесённые на землю крупные узоры, фигуры и рисунки. Эрих фон Дэникен упоминает самые известные и крупные из них, расположенные в Перу: на равнинах Наска и Пальпа, Андский канделябр (Канделябр Паракаса). Он сходу (не утруждаясь аргументацией) отметает любые иные цели их производства и сразу переходит к палеоконтактной:

Геоглиф “Обезьяна” на плато Наска в Перу.

«…Но в таком случае – какой цели служили рисунки плоскогорья Наска? В соответствии с моими воззрениями, их гигантские размеры могли служить системой координат или же они были созданы по инструкции с летательного аппарата… Что невероятного в предположении, что рисунки созданы для того, чтобы дать знать “богам”: “Садитесь здесь! Все готово, как вы и говорили!” Создатели этих геометрических фигур, может, и не подозревали, что они делают. Но, вероятно, они отлично знали, что “богам” нужна соответствующим образом подготовленная площадка…

Огромные рисунки, которые, без сомнения, воспринимались как сигналы теми существами, которые находились в воздушном пространстве, найдены во многих частях Перу. Какой иной цели могли они служить?»

Любопытна само построение аргументирования которое начинается с фразы: «Что невероятного в предположении…?» и (без внесения дополнительных доказательств) заканчивается полной убеждённостью: «…без сомнения…».

Однако, мы точно можем ответить на вопрос, что невероятного в этом предположении. Невероятно, что космолёты цивилизации, преодолевшей межзвёздное пространство, нуждаются для ориентировки на местности и приземления в рукотворных направляющих. Возникает вопрос: как же инопланетяне приземлились на Земле первый раз, пока не научили землян делать сигнальные знаки?!

Научное изучение геоглифов выявило закономерности и факты, подтверждающие скорее их комплексное назначение: религиозное, ирригационное и календарное.

Нет необходимости палеоконтакта и для производства подобных рисунков. Скептик Джо Никелл воспроизвёл гигантские фигуры при помощи технологий и инструментов, доступных древнему народу Наска. Так, он на практике доказал, что безо всякой аэросъёмки небольшая группа людей за несколько дней может создать подобный рисунок. По оценке научно-популярного журнала Scientific American, геоглифы Никелля были «замечательны в своей точности» в сравнении с имеющимися древними прототипами4См.: Nickell, Joe (2005). Unsolved History: Investigating Mysteries of the Past, The University Press of Kentucky, pp. 13–16; а также: Katherine Reece, Grounding the Nasca Balloon..

3. «Багдадская батарея»

«Сухие гальванические батареи экспонируются в Багдадском музее», — пишет фон Дэникен, намекая, что только инопланетяне могли познакомить доэлектрическую цивилизацию с электричеством.

Вот только проблема в том, что этот артефакт времён парфянской цивилизации или периода Сасанидов (первые века нашей эры) вовсе не батарея.

Действительно, если открыть контакты от изоляции и наполнить сосуд подобной конструкции электролитом, то можно получить слабый электрический заряд (от 0,5 до нескольких вольт). Поэтому некоторые экспериментаторы предположили, что в древности был известен процесс гальванизации, при помощи которого вещи покрывались золотом или серебром.

Так, ассистент в Национальном музее Ирака Вильгельм Кёниг в 1930 году обратил внимание на ряд очень тонкие серебряных предметов из древнего Ирака, высеянных с очень тонкими слоями золота, и предположил, что они были гальванические. Однако, в действительности в этом регионе использовалось огневое золочение: когда золото высокой пробы прокаливалось в ртути, пока она полностью не испарится.

Не замечаемые палеоконтактёрами детали конструкции сосуда также свидетельствуют против электрической интерпретации. Дело в том, что медный цилиндр полностью изолирован асфальтом, что делает невозможным подключение проводов снаружи (которые, кстати, и не найдены). Асфальт хорошо запечатывает сосуды для сохранности содержимого. Но для гальванических элементов такого рода герметизация только помеха, поскольку препятствует добавлению или замене электролита.

Кроме того, в том же регионе находят точно такие же «батарейки», но в которых внутри медного цилиндра размещается медный же стержень. Такая конструкция исключает появление тока: нужен стержень из другого металла.

Подсказку о назначении древних парфянских «батареек» дают аналогичные сосуды из соседней Селевкии, функция которых хорошо известна: хранение свитков. По всей видимости, парфяне в подобных сосудах хранили священные (ритуальные) тексты, написанные на пергаменте или папирусе. Конечно со временем органика всё-таки истлевала — отсюда следы окисления.

4. Технологии строительства пирамид древнего Египта

Эрих фон Дэникен настаивает, что строительство таких грандиозных сооружений как пирамиды древнего Египта невозможно было осуществить без помощи инопланетных технологий. К тому же, по его словам, у пирамид нет предыстории: т. е. археологически не прослеживается развитие технологии.

Удивительно как долго держатся эти фейки, учитывая как хорошо современной египтологией задокументированы и факт строительства людьми при помощи доступных в то время технологий, и постройки, демонстрирующие их эволюцию.

Так, археологами найдены карьеры, подтвердившие сведения Геродота и Диодора Сицилийского о том, что каменные блоки доставляли из Аравии: в то время так обозначались земли между Нилом и Красным морем.

Блоки из гранита, базальта, кварцита и подобных твёрдых материалов обрабатывались инструментом из долерита. Блоки из более мягких материалов (например, известняка) обрабатывались медным и бронзовым инструментом.

Для вытёсывания гранитных блоков по возможности подбирались подходящие глыбы, которые дорабатывались до нужной форма. Если таковых не находили, то в скале делали ряд насечек, и вгоняли в них деревянные клинья, которые поливали водой. Набухая, клинья выламывали кусок породы нужного размера.

Сверление и распил производили при помощи медных или бронзовых трубок и беззубых пил с применением абразивов, типа кварцевого песка. При этом вместо чистой меди использовалась медная руда, содержащая мышьяк и висмут, что делало материал ещё более твёрдым.

Американский археолог Денис Аллен Стокс экспериментально выяснил, как таким инструментарием обрабатывались материалы. В 2003 году он отчитался об итогах своих экспериментов в книге «Experiments in Egyptian archaeology: stoneworking technology in ancient Egypt» .

Инструментами и технологиями для обработки твёрдых пород египтяне овладели ещё во времена неолита, что видно по великолепным изделиям периода Раннего Царства.

Масса большинства строительных блоков не превышает 1,5 — 2,5 тонн, что делает их удобными для транспортировки. Правда, иногда использовались и мегалитические монолиты из сиенита (разновидность гранита без кварца) весом от 25 до 40 тонн. Примером технологии их вполне земной обработки до сих пор служит незавершённый обелиск в карьере Асуана.

Полученные блоки сперва сплавлялись по Нилу, а затем их перетаскивались по земле. Способ перетаскивания зависел от типа блока. В частности, использовались деревянные сани из египетской акации, ливанского дуба или кедра. Самые древние из найденных датируются 12-ой династией фараонов и находятся теперь в экспозиции Египетского музея в Каире.

Другой способ изображён на фреске эпохи Среднего Царства. Огромная 60-тонная статуя сановника Джехутихотепа установлена на полозьях, которые тянут 172 человека, разделённых на четыре ряда. На полозьях также стоят люди, которые поливают путь водой для уменьшения силы трения.

В карьерах Эль-Маасара времён Нового Царства сохранилось изображение транспортировки большого каменного блока при помощи тяговой силы трёх туров. А в некоторых святилищах времён Позднего Царства обнаружены люлечные механизмы, которые позволяли перемещать крупные блоки, установленные на 4 таких механизма, методом перекатывания.

Модель люлечного механизма из храма Хатшепсут, Дейр-эль-Бахари
Предполагаемое использование люлечных механизмов.

Как именно каменные блоки поднимались на свои ярусы и укладывались достоверно установить пока не удалось. Однако существует множество теоретических и экспериментально проверенных методов, которые показывают что это под силу обладателям технологий того времени.

Так, в 2007 году французский архитектор Филипп Тиксьер провёл эксперимент, в котором каменный блок весом в 2,5 тонны был поднят и уложен на один уровень вверх менее, чем за 10 секунд при помощи системы маятников, каждый из которых управлялся группой из 35 человек.

А 10 лет до того археолог Марк Ленер и инженер Роджер Хопкинс во время съёмок научно-популярного сериала Nova повторили не только создание каменных блоков инструментами древних египтян, но и водрузили самый верхний блок возведённой ими пирамиды, весивший чуть менее тонны, силами 5 человек, используя рычаги.

Археологическими подтверждениями вполне земных усилий по укладке блоков служат находимые остатки пандусов и насыпей.

Нужно заметить также, что самые крупные блоки укладывались в основание пирамиды. Чем выше ярус — тем меньше по размеру блоки. Тем меньше усилий требуется для их подъёма.

Письменные документы, которые сохранили имена архитекторов, количество использовавшихся рабочих, расчёт материалов, продолжительность строительства, даже обращение с просьбой рассчитать необходимую ширину насыпи для подъёма блоков заставляют профессиональных египтологов смотреть на теорию инопланетного вмешательства как на невежественное и безответственное фантазирование. Тем более, что археологами обнаружены и места поселений строителей пирамид, и их инструменты.

5. Изображение «космонавта» в древнем храме индейцев майя в Паленке

«В 1953 году в Паленке (штат Чьяпас в Мексике) был найден каменный рельеф, изображающий бога Кукумаца (в Юкатане его звали Кукульканом). Внимательный и непредубежденный взгляд на это изображение может смутить любого закоренелого скептика и заставить его погрузиться в раздумья.

Рельеф изображает человека, верхняя часть туловища которого наклонена вперед, как при езде на мотоцикле; сегодня даже дети могут определить, что его транспортное средство – не что иное, как ракета. В передней части оно заострено, затем следует странное изображение якобы внутренности – кабины – и завершается хвостом, из которого вырывается пламя. Обитатель этого транспортного средства манипулирует загадочными тумблерами, а пятка левой ноги лежит на каком-то подобии педали. Соответственно и его одеяние: короткие штаны с широким поясом, куртка японского покроя с вырезом у шеи и плотно прилегающие повязки на руках и ногах. Такие изображения уже встречались, и можно было бы только удивляться, если бы не было сложного головного убора. Он и присутствует там, где ему полагается, с неким подобием антенн наверху. Наш космический путешественник – можно с уверенностью сказать, что изображен именно он, – не только напряженно наклонился вперед; он также внимательно вглядывается в аппарат перед лицом. Сиденье астронавта в передней части отгорожено перегородкой от задней части ракеты, где можно увидеть расположенные в симметричном порядке ящики, круги, спирали и так далее.», — спешит удивить читателя фон Дэникен.

Но не он автор первой спекуляции вокруг изображения, найденного в погребальной пирамиде майя. В 1968 году советский писатель-фантаст Александр Казанцев в одном из номеров журнала «Техника — молодёжи» предположил, что в гробнице захоронен инопланетянин!

И Казанцев и Дэникен приводят в подтверждение одну и ту же иллюстрацию «космонавта в ракете» с пояснениями.

Разоблачению этого фейка именитый советский и российский майянист Валерий Гуляев посвятил целый кусок главы («Царская гробница в Паленке: легенды и факты») научно-популярной монографии «Древние майя: загадки погибшей цивилизации».

«Начать нужно с того, что и в книге Дэникена и в статье А. Казанцева прорисовка изображения на каменной плите — крышке саркофага из “Храма Надписей” — дана в сильно искажённом виде. Обширные пространства резной поверхности плиты залиты чёрной краской, многие характерные детали смазаны, а отдельные части картины (в действительности никогда не связанные) соединены сплошной линией. Но главное — это тот ракурс, в котором изображена крышка саркофага: чтобы придать своему “космонавту” более естественную позу (наклон впёред и т. д.), оба автора намеренно поместили все изображение в неверном, поперечном положении, тогда как на плиту нужно смотреть продольно, стоя у нижней, торцовой её части. В результате подобного искажения многие детали скульптурной композиции — птица кецаль, маска божества земли и др. — предстают перед зрителем в совершенно неестественном виде: вниз головой или боком.

Если смотреть на рельеф саркофага правильно (см. рисунок), то мы увидим, что изображенный там юноша сидит, заметно откинувшись назад, на спину и пристально смотрит вверх — на крестообразный предмет. Юноша облачен отнюдь не в “клетчатые штаны”, как пишет Дэникен, — их майя, увы, не знали, так же, впрочем, как греки и римляне, и не в японскую куртку с манжетами, а всего лишь в набедренную повязку. Тело, руки и ноги юноши обнажены, хотя и украшены браслетами и бусами из нефритовых пластинок.

Наконец, все основные элементы изображения с крышки саркофага из “Храма Надписей” — крест (“древо жизни”) с птицей наверху, маска чудовища земли и т. д. представлены в разных вариациях и в ряде других храмов Паленке. В этих случаях, видимо, даже самое горячее воображение не усмотрит контуров космической ракеты в причудливых изгибах майяского “креста” — символа маиса, жизни и плодородия».

Правильную ориентацию композиции помогает установить также сравнение её отдельных элементов с аналогичными элементами изображений на стенах этой же гробницы.

6.”Машинка из Антикиферы” и средневековые «планетарии»

По мнению Эриха фон Дэникена древние механические модели обращения солнца, луны и планет вокруг Земли, вроде Антикитерского механизма, могут быть подсказаны исключительно инопланетянами, поскольку, якобы, до Галилея никто даже не предполагал, что звёзды движутся относительно шарообразной Земли.

На самом деле «машинка из Антикиферы» вовсе не свидетельствует о какой-либо форме Земли. Три стрелки на передней панели показывают только дату, и положение Солнца и Луны на небе относительно неподвижного наблюдателя, находящегося на острове Родос. Для вычисления таких циклов достаточно быть землянином и уметь считать на уровне средней школы. Стрелка положения Луны учитывает особенности её движения, открытые Гиппархом.

Предполагается также, что были стрелки, указывающие расположение известных на то время планет.

Антикитерский механизм. Реконструкция Дерека Прайса, 1959 г.

Так что астрономические знания этот артефакт передаёт самые элементарные. Куда более удивительно насколько сложен механизм. Хотя все элементы его были известны и использовались древнегреческими механиками, всё равно удивляет как автору удалось на их основе изобрести довольно сложный прибор, демонстрирующий одновременно разные по продолжительности циклы.

Впрочем, у этого механизма есть легендарный исторический конкурент: несколько веков, пока не был утерян, воображение древних греков и римлян поражал небесный глобус сиракузского конструктора 3 века до нашей эры Архимеда. Он приводил в движение Солнце, Луну и 5 известных на то время планет.

Неба устав, законы богов, гармонию мира – 
Все Сиракузский старик мудро на землю принес. 
Воздух, скрытый внутри, различные движет светила 
Точно по дивным путям, сделав творенье живым. 
Ложный бежит зодиак, назначенный ход выполняя, 
Лик поддельный Луны вновь каждый месяц идет. 
Смелым искусством гордясь, свой мир приводя во вращенье, 
Звездами вышних небес правит умом человек.

(Клавдиан, 5 век)

Так что древние астрономы путём многовековых наблюдений вычислили циклы большинства видимых с Земли объектов. И даже создали механические модели движения небесных тел.

Ещё до появления так удивляющих фона Дэникена средневековых “планетариев” во 2 веке Клавдий Птолемей составил подробную инструкцию по производству сферического “небесного глобуса”. При этом он рекомендует пользоваться сидерическими координатами, отсчитываемыми от Сириуса, чтобы глобус мог служить века и не зависеть от смещения равноденствий.

Кстати, Птоломей усовершенствовал геоцентрическую модель Вселенной, предложенную Аристотелем в 4 веке до нашей эры. Согласно ей наша планета окружена более, чем 50 прозрачными движущимися сферами, вместе с которыми движутся и закреплённые на них Солнце, Луна и звёзды.

Вопреки Дэникену, задолго до Галилея для Аристотеля не было секретом, что небесные тела движутся относительно Земли. Он писал: «Светила совершают равномерное круговое движение (складывается из круговых движений), не имеющее ни начала, ни конца и не нуждающееся во внешнем воздействии».

Так что древние «планетарии» (глобусы, армиллярные сферы и астролябии) вполне можно считать демонстрацией модели Вселенной Аристотеля-Птоломея, а не шпаргалкой от инопланетного разума. Тем более, что из планет Солнечной системы отображают они только те, которые были известны астрономам того времени.

И то, что Земля в таких механизмах имеет иногда форму шара нет ничего удивительного. Тот же Аристотель безо всяких инопланетных шпаргалок предлагал три классических доказательства шарообразности Земли:

край тени Земли при лунных затмениях всегда округлый, а единственное тело, дающее такую тень из любого ракурса шар;

корабли, удаляясь в море от наблюдателя, как бы «тонут», исчезая за линией горизонта;

некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда.

А Эратосфен Киренский в 3 веке нашей эры, опираясь не на съёмку из космоса, но на замеры длины тени солнца, представления о шарообразной форме Земли и математическую смекалку, вычислил даже радиус нашей планеты с погрешностью менее процента.

За несколько столетий до Галилея восточный христианский святой Иоанн Дамаскин (7 век) в «Точном изложении Православной веры» свидетельствует, что у его современников имеются разные натурфилософские гипотезы о форме Земли: «Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают её конусообразной. Но она меньше, даже несравненно меньше неба, являясь как бы некоторой точкой, висящей в центре небесной сферы».

Его современник западный архиепископ Исидор Севильский в трактате «О Природе вещей» прямо утверждает: «Океан же, разлившийся по всему экватору /земного/ шара, омывает границы всего почти круга земель».

7. Кутубская колонна в Дели

Ещё одно свидетельство применения технологий, не соответствующих уровню развития землян, по мнению фон Дэникена: «Во дворе одного из храмов Дели стоит, как я уже упоминал, металлическая колонна, возраст которой не меньше четырех тысяч лет — на ней нет и следа ржавчины. Необходимо добавить, что в сплаве, из которого она состоит, нет серы или фосфора. Из глубокой древности до нас дошел этот непонятный сплав».

Иногда палеоконтактёры добавляют к этому чудному описанию, что 7-метровая колонна вылита из цельного металла.

Во-первых, точно известно, что колонна воздвигнута в 415 году в честь царя, скончавшегося за 2 года до того. Таким образом, её возраст менее 2 тысяч лет, а не 4 тысячи, как пишет Дэникен.

Во-вторых, химический состав её сплава детально изучен. В противоположность заявлению палеоконтактёра в нём присутствует сера (0,005%), а также фосфор в количестве превышающем нормы современной металлургии в 5 раз (0,25%). Сам по себе фосфор не обладает антикоррозийными свойствами, но способствует пассивации металла – процессу, при котором на поверхности образуется плёнка оксида, препятствующая дальнейшей коррозии. Этому способствует и сухой воздух Дели.

Кстати, к электрохимической коррозии колонна менее устойчива: часть, вкопанная в землю и чуть выше, всё же изъедена ржавчиной.

Впрочем, в одном из интервью 1974 года, когда интервьюер изложил противоречащие теории Дэникена факты, палеоконтактёр заявил, что больше не верит в участие инопланетян в создании этого артефакта.

Стоит добавить, что колонна не вылита из цельного куска материалла, а изготовлена ковкой отдельных криц металла массой до 36 кг. Это доказывают хорошо различимые следы ударов и линии сварки ковкой. На химическом уровне это подтверждает малое содержание серы (в результате использования древесного угля при плавке руды) и большое количество шлака, оставшегося после плохой проковки отдельных участков.

После этого краткого критического экскурса в плодовитые фантазии Эрика фон Дэникена читатель, возможно, согласится с выводами выдающегося учёного и популяризатора науки Карла Сагана:

“Я надеюсь на продолжение популярности таких книг, как “Колесницы богов” на курсах логики в средней школе и колледже в качестве наглядных уроков небрежного мышления. Я не знаю ни одной современной книги, настолько пронизанной логическими и фактологическими ошибками, как работы фон Дэникена”.

Экскурсию провёл Олег Нагорный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:
  • 4
    Shares

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04