Бахаи Беларуси празднуют 21 марта «нематериальное культурное наследие человечества»

Главная / Культы восточной ориентации / Бахаи Беларуси празднуют 21 марта «нематериальное культурное наследие человечества»
Празднование Навруза в Минском центре Бахаи. 2018 год.

Последователи Бахауллы бережно хранят в Беларуси традицию празднования Новруза1Букв. с персидского: «Новый день»; у Бахаи принято написание «Навруз». — иранского Нового года. С 21 марта 2019 года стартует 176 год эры Бахаи, которая ведёт свой отсчёт с года возвещения Баба2Некто вроде «Иоанна Предтечи» в Вере Бахаи: пророк, предвозвестивший приход Бахауллы., соответствующего 1844 году григорианского календаря.

Впервые слово «новруз» появляется в текстах на среднеперсидском языке, датированных 2-ым веком н.э. Примечательно, что лексема «нов» здесь этимологически родственна русскому «новый», латинскому novum и даже английскому new.

Истоки особого почитания астрономического дня равноденствия как символизирующего приход весны и, соответственно, нового сельскохозяйственного года теряются в дописьменной истории человечества. Ещё до возникновения Ислама этот праздник отмечался тюркскими и иранскими племенами.

Зороастризм, в котором свет почитается как зримый образ незримого Бога в физическом мире, включил Новруз в свой религиозный календарь. Поэтому в «Арийской империи» Ахеменидов, где верхушка исповедовала зороастризм и сохранял влияние солярный культ Митры, праздник получил официальный статус.

До сих пор Новруз отмечается в некоторых регионах с традиционно исламской культурой.

«Многие по ошибке считают Навруз исламским праздником, хотя к Исламу он никакого отношения не имеет. Многие по незнанию поздравляют мусульман с Наврузом, считая его началом нового года по исламскому календарю. У мусульман есть свои великие праздники, такие как Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые и стоит отмечать, а следование зоорострийским традициям никак не стыкуется с Исламом», — предупреждает исламский информационный портал islam.ru.

Тем не менее, последователи Веры Бахаи мудро осознали, что не «форма» делает тот или иной обычай языческим или монотеистическим, а «содержание»: тот смысл, который в него вкладывают конкретные верующие. Так, задолго до появления Иудаизма и Ислама язычники приносили животные жертвоприношения. Даже такой пикантный и, казалось бы, специфический религиозный обряд как хитан3Исламское именования обрезания; вар.: хатна, суннат., по сведениям Геродота, ещё до евреев и симитов практиковали языческие народы: египтяне, эфиопы, колхи, финикияне, макроны и сирийцы.

Поэтому Новруз был включён в календарь Бахаи как день начала Нового года, но в собственной интерпретации. Сын Бахауллы Абдул Баха раскрывает символический смысл связи Новруза с астрономическим событием так:

«В этот момент солнце достигает своего меридиана, а день и ночь становятся равно длительными. До этого дня северный полюс пребывал в темноте. Этот день, в который солнце равно освещает всю землю, называется днём солнечного равноденствия. Равноденствие солнца, в свою очередь, символизирует пришествие божественного посланника. Солнце истины восходит на горизонте небесной милости и направляет повсюду свои лучи…

Это начало весны. Когда солнце находится в состоянии равноденствия, все живое приходит в движение. Царство минералов получает толчок и начинает изменяться, растения начинают давать всходы, пустыня превращается в степь, на деревьях появляются почки, и все живое откликается на этот клич, включая плоть как животных, так и человека». (Абдул-Баха, Божественная философия)

Подобный миссионерский инклюзивизм понятен традиционной для Беларуси христианской культуре. Так, дата общецерковного празднования Рождества Христова была приурочена к митраистским солярным гуляниям с тем, чтобы идейно и практически противостоять им. В гимнографии этого праздника, вслед за ветхозаветной метафорой пророка, Христос именуется «Солнцем истины». Не обходится без осмысления солярно-весенней символики и гимнография Воскресения Христова: «Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсияв тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего. Того воспоим, яко прославися. Царица времен, светоносному дню, дней же царю явственнейши даронося, красит избранныя люди церковныя, непрестанно поя воскресшаго Христа».4Перевод: «Сегодня для душ весна, ибо Христос из гроба, как солнце воссияв на третий день, мрачную зиму греха нашего прогнал. Его воспоём, ибо Он прославился. Царица времён года, [весна], подобно блистательной свите светоносного дня воскресения и царя всех дней, веселит избранный народ церковный, непрестанно воспевая воскресшего Христа».

Как и крупнейшие христианские праздники, Новруз по календарю Бади5Культовый календарь Бахаи. предваряет пост, который длится в течение всего последнего месяца года — Ала6«Всевышний»: букв. — «возвышенность»; название каждого месяца культового календаря Бахаи напоминает о каком-либо качестве Бога.. Он проходит по исламской традиции: верующие отказываются от пищи от восхода до заката. Но без фанатизма: пост отменяется почти для всех тех категорий, для которых отменяется или послабляется пост и в Православии: дети, беременные, занятые на тяжёлых работах, путешествующие и т. д.

И как в Православии физический пост в Вере Бахаи вспомогательное средство для главного — поста духовного:

«Благо тебе, поскольку ты следуешь Закону Божиему и поднялся соблюдать Пост в эти благословенные дни, ибо физический пост есть знак духовного поста. Сей Пост ведёт к очищению души от всех себялюбивых желаний, к обретению духовных качеств, привлечению дуновений Всемилостивого и воспламенению огнём Божественной любви.

Пост — источник возвышения духовного положения человека».7Абдул Баха. Цит. по: Важность Обязательной молитвы и Поста/Духовное Собрание Бахаи России.— СПб.: Единение, 2003.— 32 с. С. 3.

Сравните:

«Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести её одним телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы после усмирения плоти постом он мог легче вступить в брань с прочими страстями» (Авва Серапион).

«Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть речи, и обращение, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества» (Святитель Василий Великий).

Интересно, что предваряет вступление в пост в календаре Бади несколько дней, чем-то напоминающих православное заговение или Масленицу.

«Мы повелели вам поститься недолгий срок, а по окончании поста назначили для вас Навруз праздником. Так Дневное Светило Речения воссияло с небосклона Книги по велению Того, Кто есть Господь начала и конца. Дни, остающиеся от месяцев, да будут помещены перед месяцем Поста. Мы распорядились, дабы они среди всех ночей и дней были проявлениями буквы “Ха”, и посему они не связаны ограничениями года и месяцев его. Во дни сии людям Бахá подобает устраивать празднество для себя и своих родных, а кроме них — для бедных и нуждающихся, и с радостью и ликованием приветствовать и славить Господа своего, воспевать Ему хвалу и возвеличивать Имя Его; а когда закончатся сии дни даяния, что предшествуют дням воздержания, да приступят они к Посту» (Китаб-и-Агдас, К16).

Дело в том, что календарь Бади основан на солнечном цикле, но имеет 19 месяцев по 19 дней, т.е. всего 361 день. Тогда как солнечный год составляет 365,24 суток. «Дни, остающиеся от месяцев», которые Святое Писание Бахаи предписывает вставлять между 18-м и 19-м месяцами8Аййам-и-Ха: букв. — «вставные дни»., это те 4 или 5 дней, которыми компенсируется разница.

Календарь Бахаи

Подобно православной народной традиции, предписывающей произвести генеральную уборку перед Пасхой, у Бахаи также принято накануне Новруза навести полный порядок в доме и украсить его к празднику.

Праздничная композиция к Новрузу.

Считается, что чистота пространства вокруг человека отражает и его внутреннюю ясность и чистоту, а значит таковых благословляют добрые фаришта (ангелы). Нерях и грязнуль добрые ангелы, естественно, сторонятся.

В самый Новруз, помимо молитвенного собрания в общине, принимают гостей, обмениваются подарками, накрывают праздничный стол, который украшают пророщенными зёрнами пшеницы или чечевицы, символизирующими рождение новой жизни, Нового года.

Для детей в этот день устраивают специальные праздничные сценарии. Что-то наподобие новогодних или рождественских утренников.

В 2009 году Новруз был внесён в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. В 2010 году на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция «Международный день Новруз», которая объявила 21 марта Международным днём Новруза и призвала государства-участники ООН всячески изучать, сохранять, развивать традиции, связанные с ним.

Интересно, что после распада СССР Новруз признан государственным праздником в Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане и Казахстане (с 21 по 23 марта). Также он отмечается как национальный праздник в некоторых национальных регионах России, таких как Дагестан, Татарстан, Башкортостан и других.

В Беларуси бережными хранителями этого «нематериального культурного наследия человечества» является религиозное меньшинство Веры Бахаи.

21 марта — прекрасный ежегодный повод поздравить ваших знакомых последователей Бахауллы со светлым и глубоко символичным днём. А возможно, — найти смысловые параллели в вашем исповедании для того, чтобы завязать личный дружественный межрелигиозный диалог в духе любви и взаимоуважения.

Шуточная презентация Новруза с сайта bahaiarc.org.

О Вере Бахаи можно также прочитать в наших публикациях:

Бахаи Беларуси отмечают 200-летний юбилей со дня рождения Бахауллы

Вера Бахаи – мировая религия или сектантство?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:
  • 8
    Shares

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04