Богословские блуждания академика Вейника

Главная / Ортодоксия / Богословские блуждания академика Вейника

Как мы писали ранее, книги академика НАН Беларуси Виктора Вейника выдержали не одно издание под эгидой Издательства Белорусского Экзархата РПЦ во времена, когда эту структуру возглавлял сын учёного Александр Вейник.

Где-то после 2009 года этот вопрос был закрыт. Однако опубликованные книги до сих пор лежат в частных и приходских библиотеках. И сектантсткие идеи, в них содержащиеся, до сих пор разделяет и проповедует немалое количество людей (во всяком случае по моему личному опыту общения).

Увы, это сектантство касается не только псевдонаучных исканий академика. С той же энергией Виктор Вейник врывается в сферу экзегетики, догматики и аскетики.

Поэтому по ссылке мы размещаем в формате pdf критический отзыв протоиерея Андрей Дерягина и мирянина Андрея Всемирнова на богословские изыскания Виктора Вейника.

Позволю себе только дополнить эту работу некоторыми цитатами, показывающими неправославность учения Виктора Вейника о том, что человек не может сам быть источником помыслов, но только принимает или нет всеваемые помыслы от Бога или злых духов.

Вот что по этому поводу пишет преподобный Варсонофий, старец Оптинский (19 в):

“Святые отцы говорят, что помыслы есть от Бога, помыслы от себя, т.е. от своего естества, и помыслы от бесов. Для того, чтобы различать, откуда приходят помыслы, внушаются ли они Богом, или враждебной силой, или происходят от естества, требуется великая мудрость”.

О том же пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (4-5 вв):

“Мы должны знать, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас. Эту троякую причину мы постоянно должны наблюдать, и все помыслы, возникающие в нашем сердце, зорко рассматривать, сначала исследуя происхождение их, причины и виновников, чтобы можно было знать, как мы должны относиться к ним, смотря по достоинству внушивших их, чтобы нам сделаться искусными… “.

Ему вторит преподобный авва Моисей Мурин:

“Мы должны знать, что три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас”.

В конце 5-го века Блаженный Диадох утверждает:

“Износит сердце и само из себя помышления добрые и недобрые…”

Преподобный Петр Дамаскин (12 в) тоже знает о помыслах от собственного естества:

“Все помыслы бывают трех устроений – человеческого, демонского и ангельского”.

Уже в 4 веке святоотеческий опыт знал не только три источника помыслов, но отличия между ними:

“Между помыслами Ангельскими, человеческими и теми, кои от бесов, различие, как мы узнали помощью долгих наблюдений, таково…”, — начинает поучение об этом Евагрий Понтийский.

Подобных изречений можно подобрать великое множество. Но и этих достаточно, чтобы показать единство и историческое преемство святоотеческого учения о трёх источниках помыслов, одним из которых является сам человек.

Самовластность в произведении мыслей вытекает из антропологического учения святых отцов о человеке как образе Божием, способном к творчеству:

“Человек, по подобию сотворившего его Бога, строит дома, города, корабли, делает изображения и изваяния… Бог создает и из не сущего, притом без труда и мгновенно, а человеку для его творчества нужны: вещество, орудия, и размышление, и время, и труд… Но и так создавая, человек уподобляется несколько Творцу, как образ Первообразу”. (Блаженный Феодорит Кирский)

Сектовед Олег Нагорный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04