Фанатка полноевангельского пастора обиделась на публикацию, но подтвердила её правоту

Главная / Псевдохристианские / Фанатка полноевангельского пастора обиделась на публикацию, но подтвердила её правоту
Поделиться

Не отдавать долг − это легкая форма воровства” (с) Вячеслав Гончаренко — пастор общины, задолжавшей по суду Государству

В феврале минувшего года опубликовал я заметку “Методы суггестивного воздействия в полноевангеличестве на примере пастора Вячеслава Гончаренко“. Главный посыл в ней заключался в том, что ведущим методом пасторского воздействия в столичной полноевангельской общине “Новая жизнь”  является внушение (суггестия), опирающаяся на эмоциональный, а не рациональный интеллект. А 13 марта 2021 года позвонила мне девушка, переполненная эмоциями обиды и возмущения. Условно назовём её Ника.

Как оказалось, задела её именно эта публикация. По мнению Ники в заметке размещена непроверенная лживая информация. В голосе чувствовалась искренняя боль. Проблема, однако, в том, что рационально сформулировать, что именно в публикации и почему именно является ложью она не смогла. 

Чтобы хоть как-то включить у девушки внутреннего “рационализатора” пришлось переключиться на интонации на порядок более эмоциональные, что, я надеюсь, полуосознанно подтолкнуло её увидеть возможность на выгодном контрасте со мной войти в роль всё-таки более рационального собеседника. По крайней мере теперь она не просто выплёскивала свои эмоции, а рационализировала и называла их. Но даже в этом подобии рационального диалога чётко сформулировать свои претензии Ника не сумела. Возможно потому, что слишком эмоционально свежими являлись её переживания. Но по многолетнему опыту общения с членами харизматических сект подозреваю иное. А именно то, что было высказано в той самой “лживой” публикации:

“Однако в харизматических сектах (настроенных на некритический поиск особых переживаний, которые выдаются за воздействие Божие) методы суггестивного воздействия составляют основной арсенал. Отсюда отмечаемая психологами и сектоведами, работавшими с харизматиками, низкий уровень их критического восприятия культовой действительности и “эмоциональное мышление”, характеризующееся атрофированной способностью к построению логически стройных конструкций”.

Поскольку девушка сочла, что критикуемая заметка тянет на уголовное деяние, но в то же время мотивировала свой звонок желанием сперва (это перед привлечением к суду, насколько я понял) поговорить по-человечески, я предложил ей два варианта действий: написать публикацию с контркритикой, которую я опубликую без правок (за исключением орфографических); сразу пойти правовым путём.

Но для последнего тоже нужно сперва сесть и рационально сформулировать претензии, попробовать их аргументировать. Как правило на этом этапе все угрожавшие мне судом сектанты останавливаются. Особенно если рядом с ними есть профессиональные юристы. 

Например, в данном случае я даже могу (условно) согласиться, что моя публикация содержит негативные характеристики пастора Вячеслава Гончаренко. Но внимательный юрист обратит внимание, что заметка отнесена к рубрике “Частное мнение”, что уже делает негативные оценочные суждения не клеветой (заведомо ложной информацией), но моими личными оценочными суждениями. Ведь ложных негативных фактов я не привожу. Я даю личную негативную оценку объективно проверяемым фактам.

И всё же из всего сбивчивого потока эмоций и слов я попытался, опираясь на интуицию и богатый опыт общения с другими единоверцами Ники, выудить те моменты, которые её зацепили. Попробую помочь ей их рационализировать.

Во-первых, по всей видимости Нику возмутило, что официально зарегистрированную общину я отношу к категории сект. Вероятно Ника думает, что секты это исключительно нелегальные и исключительно зловредные сообщества. А раз так, то размещение публикации о её церкви на сектоведческом ресурсе сразу воспринимается как клевета и повод для обиды. 

Чтобы исчерпать это недоразумение, я бы рекомендовал ей и всем, кто мыслить подобно Нике внимательно прочесть по каким основаниям организации относятся к сектантству в целом в заметке “Расшифровка понятий” и какие именно из сектантских организаций классифицируются как секты в публикации “Классификация сектантства“.

Во-вторых, из уст Ники прозвучало с обидой, дескать я клевещу на пастора, что он применяет гипноз. Но само по себе применение или не применение гипноза это ни хорошо, ни плохо с точки зрения светской этики. Это как возмутиться: “Вы клевещете, что он пользуется ножом!” Клевета, извините, это распространение порочащих сведений. Но если человек ножом бутерброды режет, то что в этом порочащего?! А вот если при помощи ножа человек убил другого человека — это действительно дурно. Но дело тут уже не в ноже, а в использовании его в аморальных или преступных целях. Так что прежде, чем обидеться Нике стоило бы  сформулировать, в каком аморальном проступке, совершаемом с помощью гипноза, я якобы обвиняю Гончаренко. 

Только вот она не сумеет этого сделать, поскольку я ни разу гипноз не упоминаю. Быть может она путает гипноз с суггестией (внушением) и эмоциональным заражением, которые в публикации упоминаются. Но тогда нужно просто поискать в словарях определения этих терминов и перестать переживать на пустом месте.

Ника утверждает, правда, что сумела прочесть о гипнозе между строк. Боюсь, однако, что она спутала чтение между строк с домыслами. Действительно так бывает, что в тексте указываются существенные (специфические) признаки неназванной вещи или феномена. И по этим признакам ты понимаешь, что именно имеет ввиду автор “между строк”. Существенных признаков гипноза, однако, в заметке не даётся. Внушение и манипулирование эмоциями вполне реализуемы вне гипноза. Есть в заметке правда фраза: “Аналогичный процесс происходит, когда пасторы харизматических церквей начинают молится с особым “акцентом”: у паствы тут же срабатывает рефлекс погружения в ИСС”. Тут “ИСС” это изменённые состояния сознания. Но это термин гораздо более широкий чем гипноз, или гипнотический транс. 

Для разрешения данного недоумения рекомендую статью профессионального психолога Марины Голубевой, написанную простым языком: “Измененное состояние сознания: что такое. Виды, теория и практика“. 

Приходится только гадать, но быть может Нику обидело, что в статье я констатирую присутствие ИСС в практике полноевангельцев? Хотелось бы в таком случае у неё узнать, на что именно следует обижаться. Ведь присутствие ИСС специалисты находят и в практиках конфессии, к которой принадлежу я:

“На основе психологического анализа христианских текстов традиции исихазма выявляются виды измененных состояний сознания (ИСС), возникающие в данной религиозной практике (благодатные и состояния прелести), и характерные для них изменения психики и появление соответствующих феноменов…” (И. В. Соленов, О. В. Гордеева, Мистико-религиозные состояния сознания в исихазме: влияние на их характеристики целей и техник религиозной практики // Вестник МГУ, Серия 14. Психология – 2015. – №3)

“Словарь религиоведения называет измененные состояния сознания необходимым моментом функционирования психики, а потребность в их переживании одной из базисных потребностей человека. «Многие религиозные обряды, тексты являлись их следствием или выступали способом упорядочения их спонтанного проявления (курсив мой – Ю.М.)» [1, с. 880]. Следовательно, можно предположить, что вся религиозная деятельность так или иначе направлена на удовлетворение потребности индивида в переживании измененного состояния сознания. Не только молитва, но и чтение религиозных вербальных произведений, участие в богослужении, в таинствах церкви вводят человека в это состояние”. (Ю.А. Маркина, Религиозные изменённые состояния сознания: психолингвистический аспект // Мир науки, культуры, образования. № 7 (19) 2009.)

Может и мне пора обижаться и угрожать учёным судебной расправой, а я и не в курсе?!

Что касается наличия ИСС в религиозной жизни полноевангельцев, то коль скоро у них практикуется голоссолалия (так называемый “дар языков”, или “молитва на языках”), то присутствует и ИСС. И это приборно зарегистрированный факт:

“Проводя сравнительный анализ структур ИСС, несмотря на впечатляющее разнообразие, зафиксирована близость их основания при помощи электроэнцефалографа. Трансоподобность глоссолалии определяется превалированием нижних альфа-волн, характерных для состояния сна, ИСС, имеющих примерно равное значение в обеих практиках. На это указывают исследования Дюбуа, который считал это сдвиг в сознании как захват парасимпатической нервной системы контроля, что впоследствии ведет к меньшей сопротивляемости мозга к экспансии трансоподобных состояний”. (Глоссолалия как психологический феномен)

Да, я знаю, что в исследовательской литературе существует альтернативная точка зрения, которая полагает, что поскольку имеются доказательства того, что глоссолалия феномен наученный, то это противоречит выводу, что она может быть продуктом ИСС. Но это ложное противопоставление. В действительности ИСС может служить хорошим фоном бессознательного обучения. К тому же многое зависит от того, насколько широко автор понимает границы ИСС.

“Весьма широкое определение этим особым состояниям сознания дает Арнольд Людвиг в журнале “Архивы общей психиатрии”: “Альтернирующие состояния – любые состояния, провоцируемые физиологическими, психологическими и фармакологическими агентами, которые отличаются субъектом (или при объективном наблюдении) от полноценного бодрствования и ясного сознания”. Подчеркивается, что они могут возникать, как у патологических, так и у нормальных личностей.

Измененные состояния сознания в среде христианских харизматиков: пятидесятников, других протестантов и части католиков, могут проявляться в следующих трех феноменах: говорении на языках, одержимом поведении – во время которого люди кружатся или танцуют, и пророчествах, выглядящих как спонтанное утверждение своей веры во время церковной службы”. (Саракаева Э.А. Глоссолалия как психолингвистический феномен)

Кстати, Саракаеву часто ошибочно называют защитницей точки зрения, что глоссолалия связана с намеренным обучением, а не с трансовыми состояниями. Однако давайте вчитаемся внимательно (подчёркивания и выделения мои):

“Нам, однако, представляется, что в основе глоссолалии нередко лежит сознательное, контролируемое поведение – намеренное введение себя в транс и продуцирование псевдо-слов, достигаемое тренировками…

Известно, что во многих харизматических группах умение “говорить на языках” является условием и отличительной чертой принадлежности к конгрегации. В массовом сознании способность впадать в транс и произносить непонятные слушателям звуки является показателем того, что на человека снизошла благодать и он “крещен в Духе”.

Итак, исследование феномена глоссолалии в русле психолингвистики позволяет прийти к выводу, что практикуемый в среде харизматических групп психологический акцент на “языкоговорение”, то есть продукцию речеподобных звуков в состоянии религиозного экстаза, делает глоссолалию объектом сознательных или бессознательных манипуляций. Человек оказывается под сильным давлением группы и своих собственных ожиданий, и, чтобы не обмануть надежд, он начинает своими собственными усилиями вызывать и возбуждать в себе то, что, будучи Божьим даром, должно бы было прийти к нему как озарение”.

Таким образом как и я, Саракаева не находит противоречия между фактом наличия признаков транса (ИСС), сопровождающего глоссолалию, и тем, что вхождению в такой продуктивный транс адепт может обучиться с разной степенью сознаваемой намеренности. Я, скажем, владею глоссолалией. Но обучился ей совершенно намеренно. Но я знаю немало людей, кто освоил глоссолалию почти спонтанно. Но и я во время “языкоговорения” вхожу в лёгкое ИСС, которое позволяет не имитировать речь глоссолалов сознательно, а запустить бессознательный процесс автоматического “речепроизводства”.

Интересно сможет ли признаться Ника если не мне, то себе, испытывала ли она во время “молитвы на языках” или во время другой религиозной практики такие феномены как:

  • изменения в ощущении тела (необычные ощущения в теле, расплывание ощущения его границ);
  • ускорение или замедления времени;
  • видения, “пророчества”;
  • сужение внимания, когда ничего (вокруг кроме пастора, хода службы, собственного молитвенно-экстатических переживаний…) ты не замечаешь;
  • сладостно-экстатические переживания, когда, кажется, весь мир готова заключить в объятия любви…   
  • возможно, переживания напоминающие приятное эротическое возбуждения (что-то вроде приятного тепла растущего из области живота)…

Так вот это всё признаки ИСС…

Третье, что предположительно эмоционально задело Нику, это моё нахваливание актёрских способностей её любимого пастора. Когда я попросил Нику привести хотя бы один конкретный пример, что задевает, она зачитала: “Пастор, как опытная рок-звезда, предваряет речь жестом и актёрским мимическим выражением со значением: “Я тоже к вас эмоционально поддерживаю”. Это фиксирует аудиторию в состоянии эмоционального, а не рационального восприятия его выступления и создаёт раппорт суггестивной связи по каналу эмоционального интеллекта”.

Возможно она снова “между строк” нашла здесь обвинения пастора в лицемерии и притворстве. Но это скорее проекция: механизм психологической защиты, когда человек приписывает другим то, что не хочет замечать в себе. Ведь я вообще не касаюсь природы и происхождения манипулятивно-актёрского мастерства у Гончаренко: будь оно результатом его намеренных тренировок или бессознательно усвоенными образцами поведенческих паттернов от других авторитетных для него лиц.

Быть может подсознательно Ника сама давно чувствует недостаток искренности и какие-то противоречия в поведении пастора. Но ей страшно в этом признаться самой себе. Ведь в общине “Новой Жизни” складывается нездоровая ситуация, когда у многих смыслообразующие жизненные ценности каким-то образом оказываются завязаны на персоне Гончаренко. И хотя на словах общинники верны полностью только Христу и Богу, однако на практике происходит нездоровое смещение смыслов, при котором критическая оценка слов и поступков пастора переживается как предательство веры, церкви, Христа и Бога.

Однажды новый настоятель одного из православных приходов, обсуждая нарастающий внутри общины раскол вокруг персоны прежнего священника, сказал мне замечательную фразу: “Моя задача людей не к себе приводить, а ко Христу”. К сожалению, часто этот принцип на православных приходах не соблюдается. И практически никогда не соблюдается в общинах полноевангельцев. Я не знаю ни одной полноевангельской общины где бы пастор не стал предметом нездорового поклонения и обожания, некоей неприкосновенной сакральной святыней.  На практике это проявляется например в том, что критика пастора отождествляется со  святотатством, с оскорблением самой церкви, Христа и Бога. Ника, к слову, всё это прекрасно в своих мне излияниях проиллюстрировала.

В этой же логике культа пастора лежит аргумент в его защиту мол, в общине много людей изменило жизнь к лучшему, многим община помогла. Скажите, это лично пастор или вы, волонтёры-общинники, шили маски, помогали пожилым с оплатами и продуктами в разгар пандемии? А наркоманов и алкоголиков (любимый пример харизматов) исцеляет пастор или всё-таки Бог?

“Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения”. Псалом 145:3

Я не умаляю заслуг пасторов. Хороший пастор, наделённый красноречием,   талантом организатора, психологической интуицией… способен вдохновить на поиски Христа больше людей, чем не обладающий этими качествами. Но заслуги в одном не оправдывают дурных поступков в другом и не страхуют от ошибок.  Этот же пастор, который по завышенным данным Ники собрал общину в 2 тыс. человек, виновен в том, что все эти общинники оказались на улице. (Аргументирую это в заметке Почему мне не жалко выселенной «церкви в коровнике») По жалобам отдельных прихожан (переписка имеется в моём распоряжении), этот же пастор обманул их финансово… Этот же пастор допустил использование лжи в рекламе церкви (я разоблачал одну из таких рекламных историй: Медики «открестились» от «чуда исцеления» у «полноевангельцев»)…

Духовно здоровый христианин далёк от крайностей чёрно-белого (полярного) мышления даже при оценке своих религиозных лидеров. Если пастор верно говорит, но дурно поступает этого нельзя не замечать.

“…итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают…” (От Матфея 23:3)

Подобная ситуация — культ пастыря — в Православии и многих других традициях расценивается как отклонение от культовой нормы: как внутрицерковное сектантство.  Чтобы в этом убедиться достаточно ввести в поисковик: “младостарчество”.

А вот несколько реплик верующих протестантских церквей из межконфессионального форума, сознающих   культ пастора как проблему:

“сегор
культ пастора, это культ человека, и многие пастора создают этот культ, даже часто не разумея того, просто следуя учению человеческому. Но это не так важно, как важнее то, что делать пастору, который осознал что он создал культ себя, что все говорят о нем, спрашивают его мнения…Что делать такому горе патырю, как исправится?

Один знакомый пастор просто ушел, оставил служение, когда Бог ему это открыл, но таких единицы, у большинства просто не хватит ни веры ни силы воли – принести такую жертву, тогда им нужно исправляться…

Пастор настоящий должен указывать людям на Христа, что бы дети, младенцы, через несколько лет уже не нуждались в пасторе, но сами знали и слушали Бога. Настоящего пастора не видно, он направляет к Богу, а Сам Бог все совершает. Там где большинство спрашивает Бога, там настоящий пастор…”

mikl
Культ пастора в церкви, это поголовная христианская беда. Нужно не уходить из церкви, а гнать в шею таких фальшивых пасторов из церкви. Иисус Христос в Христовом Евангелии об этом и говорит, что пастор, пресвитер и священник не должны себя превозносить над верующими, но должен быть как все. И так же давать пожертвования на развитие и существование церкви, а не тянуть все пожертвования себе в карман. Таких пасторов Бог назыает ворами, волками в овечье шкуре, что крадут десятины. Гнать таких лже пасторов из церкви. Нельзя из-за одного лже-пастыря разрушать дело Христова Церкви. Бороться за Истину Божьего Слова. Уход из церкви – это поражение перед лже наукой фальшивых пасторов и самозванцев. Бить надо таких лже пасторов Правдой Божьего Слова Христова Евангелия Нового Завета Духа. Борьба с лже наукой фальшивой евангелии – вот настоящее призвание истинного христианина…”

“Anuk
В нашей церкви есть культ пастора. Когда я только пришла в нее, я имела одну цель: покаяться, узнать Бога, Писание и иметь представление как жить максимально правильно, чтобы и самой быть хорошей и другим помогать… Через какое-то время познакомилась с одним братом и мы начали общаться, ибо симпатия была велика. И с этого момента начали вырисовываться странные (для меня) вещи. Оказывается, нам нельзя общаться без разрешения пастора или его зама. И ему нельзя мне звонить, пока не разрешат. И уж тем более ходить в кино, кафе, просто гулять и так далее. Честно скажу, я была обескуражена таким подходом…

Мы оба взрослые люди, мы оба хотим хорошую семью, счастливую и благословенную и понимаем, чего делать не стоит. И я не знаю, есть ли в Библии подобная схема, где запрещается общение, встречи, где нельзя держаться за руку, нельзя быть наедине, нельзя сидеть рядом и так далее. Знаете, мне сначала казалось, что есть что-то здравое в такой схеме построения отношений. Но позже, побыв в церкви уже более длительное время и познакомившись с множеством семей, стало очевидно следующее: люди, которые следовали этой схеме женились, ничего не зная друг о друге. И сильно «вляпывались». И когда пришли большие проблемы в семьи, связанные с абсолютной разностью характеров- они не знали что делать и не знают до сих пор. Консультации у пастора мало кому помогают… Мне грустно на это смотреть и конечно, не хотелось бы повторять чужие ошибки. Однако что делать? Жениться без благословения пастора нельзя, пастор отождествляется с Богом, он не повенчает, если предварительно сам не одобрит брак… Я пришла в церковь Бога узнавать, но никак не ожидала, что на меня обрушиться авторитаризм и лидерство”.

Рекомендую также “саморазоблачающее” видео с участием епископа пятидесятнической украинской “Церкви Бога”, пастора “Церкви добрых перемен” в Мариуполе Геннадия Мохненко. Его визави — журналист Сергей Демидович, пастор из Славянска — защищает псевдоконсервативную позицию богословских школ харизматиков, которая рекомендует поддерживать идеализацию пастора и не подпускать прихожан к себе слишком близко, чтобы они не разочаровались его грехами.

Но я не встречал, чтобы официальные голоса Республиканского объединения ОХПЕ (полноевангельцев) когда-то обсуждали это явление внутри полноевангеличества как нуждающуюся в коррекции проблему. Если я ошибаюсь, был бы рад увидеть примеры обратного. Тогда у меня появились бы новые аргументы, чтобы достучаться до полноевнгельцев “Новой жизни” по поводу нездоровой атмосферы вокруг Гончаренко.

“Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя* над наследием Божиим, но подавая пример стаду” 1 Пет. 5:1—3
___
* κατα-κυριεύω: овладевать, приобретать господство или господствовать.

Дорогая Ника, надеюсь этот текст поможет хотя бы в малой степени рационализировать и сформулировать логично, здраво, аргументированно Ваши претензии к той самой злополучной публикации. 

Что касается моих впечатлений от беседы с Вами, извините, но она только подтвердила прежние выводы: в вашей церкви превалирует опора на эмоциональный интеллект и иррациональные методы воздействия. Уж простите, но основанные на внушении угрозы Божественной карой, манипуляционные “щипки”, касающиеся крепости моего здоровья и сна, призывы установить истину по принципу мнения некомпетентного большинства (разумеется из числа ваших общинников)… — это не аргументы. Это приёмы манипуляции сознанием, нацеленные на эмоции, а не рациональный анализ.

И чтобы не травмировать лишний раз свою ранимую психику, нежно привязанную к персоне Гончаренко и иже с ним, настоятельно рекомендую Вам не читать:

Как полноевангельцы лгут о священстве

Почему мне не жалко выселенной «церкви в коровнике»

“Церковь из коровника” выгнала прихожанина после предложений как получить место для молитвенного дома

Медики «открестились» от «чуда исцеления» у «полноевангельцев»

“Знамение не для верующих: тайна дара языков”

с молитвенными благопожеланиями
Олег Нагорный

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04