К вопросу об анализе культовой деструктивности: два типа духовности и сектантское мышление

Главная / Сектоведение / К вопросу об анализе культовой деструктивности: два типа духовности и сектантское мышление

Странное дело, но и христианин, настраивающий свою жизнь на камертон Евангельских заповедей, и человек разрушающий свою жизнь на поприще какого-нибудь деструктивного культа могут говорить очень схожими словами. Оба согласятся, что важнейшим приоритетом должна быть духовная жизнь и духовое развитие. И оба сойдутся на том, что любовь неотъемлемый спутник духовной жизни. Проблема только в том, что в понятия “духовная жизнь” и “любовь” они вкладывают совсем разный смысл. Ниже представлены ключевые характеристики двух базовых типов духовности, с которыми приходится иметь дело в сектоведческой практике.

Таблица: Базовые типы духовности и их характеристики

Характеристика\Тип Оккультно-магический Нормативно-религиозный
Цель Личная духовная эволюция как обретение привилегированного духовно-мистического положения. Установление отношений любви с Богом, людьми.
Средства Овладение тайными мистическими знаниями, силами, сверхъспособностями. Очищение от грехов и страстей, навыкание и совершенствование в добродетелях.
Тип психологической установки Потребительский: духовность воспринимается как средство обслуживания личных эгоистичных потребностей и интересов, чаще всего “посюстороннего” характера. Служения: человек воспринимает себя служителем высших духовных, Божественных сил, проводником их воли на земле, часто осознанно жертвуя личными “посюсторонними” интересами.
Внутренние критерии верности духовного пути — особые мистические переживания (или то, что за них принимается);
— субъективное ощущение раскрытия и роста сверхъспособностей, мистического могущества;
— атрофия критического анализа духовного опыта (как признак очищения от того дурного, что сопротивлялось духовному развитию);
— охлаждение отношений с теми, кто критически отнёсся к твоим духовным исканиям или требует внимания и заботы, которые могут отнять время на духовное развитие (признак целеустремлённости на выбранном духовном пути).
— видение собственных грехов; — способность прощать и не осуждать других (“Возлюби грешника, но возненавидь грех”);
— способность к критическому анализу своего духовного опыта, к распознаванию и отвержению дурного и ложного;
— улучшение отношений с родными, близкими, др. окружающими на почве деятельной заботы и любви.
Формируемый духовно-психологический облик Развитие чувства превосходства, исключительности, тщеславия, гордыни. Развитие инструментального отношения к людям и нетерпимого агрессивного отношения к несогласным и критически настроенным. Формирование склонности к поиску внешних причин и обвинению других в неудачах и различных нестроениях. Развитие смиренномудрия, эмпатии, целомудренного и участливого отношения к людям. Развитие способности спокойно с уважением, терпением и без утраты любви реагировать на несогласных и критиков. Формирование склонности искать причины провалов и различных нестроений прежде всего в себе и к анализу того, что лично я могу в сделать в той или ной ситуации.
Обожение Стремление стать “как боги” в плане получения сокровенных божественных знаний, обретения богоподобного мистического могущества и/или “воспоминания”, что ты на самом деле и есть Бог — его “частица”, заплутавшая в материально-чувственном мире — и возвращения к божественной самотождественности. Обожение понимается как уподобление Богу в любви, как совершенствование в добродетельной нравственной жизни — в жизни по воле Божией.
Любовь в контексте духовной жизни Любовь переживается как временное эмоционально-психологическое состояние, возникающее зачастую на фоне трансовых практик. На реальных отношениях с окружающими практически не сказывается, так как быстро остывает и часто может быть мгновенно сменена на раздражение, негодование и гнев в ответ на малейшее несогласие, критическое высказывание. Любовь понимается как дар Бога в ответ на волевое устремление человека к жизни по нравсвенным идеалам, основание духовной жизни и вершина, в которой сходятся все добродетели, путь обожения. На практике проявляется в деятельной жертвенной и бескорыстной заботе о ближних, не угасимой их грехами и недостатками. По существу все добродетели трактуются как частные проявления любви.

Характеристики описанных типов религиозности внутренне взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, потребительская психологическая установка логически ведёт к эгоистичной трактовке духовности, основанной на чувстве превосходства и власти, а также к “любви” как к услаждающему самого же себя переживанию.

Характеристики вытекающие из установки на служение наиболее полно отражены в Православной трактовке нормативной духовности. Поэтому именно она взята за образец.

Проще всего оба типа иллюстрируются историей о сотворении и падении Адама и Евы. Согласно книге Бытия они были сотворены по подобию Божьему. То есть, по изъяснению святых экзегетов, были призваны к богоуподоблению через духовно-нравственное совершенствование. Для этого им была дана элементарная заповедь, которая давала возможность для упражнения в базовой составляющей любви: доверии к Отцу-Создателю. Так в качестве нормы был предложен нормативно-религиозный тип духовной жизни.

Змей-искуситель предложил формально ту же цель: “будете как боги”. Но достижение её поставил в зависимость не от духовно-нравственного совершенства, а от постижения неких якобы тайных знаний (“будете как боги, знающие добро и зло”) и от овладения якобы магическим могуществом заповедного плода. Таким образом прародители человечества свернули на путь оккультно-магического типа духовной жизни.

При сектоведческом анализе важно учитывать, что хотя те или иные культовые традиции в целом можно охарактеризовать как ориентированные на один из описанных типов духовности, однако на практике в них могут иметь место отдельные отклонения от данного типа. Такие девиации могут быть как на групповом, так и индивидуальном уровне. Так, человек, крестящий ребёночка в православном храме с магической целью — “чтобы здоровеньким и счастливым был” — реализует оккультно-магический тип духовности. А когда какая-то типично оккультная группа в порыве неожиданно тронувшей её истории совершает коллективный акт бескорыстной гуманитарной помощи в адрес тяжело болеющего ребёночка , то в этом акте она оказывается причастна духовности нормативно-религиозной.

Также стоит отметить, что деструктивным потенциалом обладает оккультно-магический тип религиозности. Интрументами реализации этой деструктивности являются следующие элементы сектантского мышления:

1. Элитарное мышление. Человек считает себя принадлежащим к некоей духовной элите, которая лучше, выше остального человечества, составляющего духовное “быдло”.

2. Мышление двойных стандартов (“бревноглазие”). С одной стороны порождает, а с другой стороны поддерживает элитарное мышление установка на исключительно лояльные и оправдывающие суждения в отношении “своих” и несоразмерно строгие критерии при оценке “внешних”. У такого человека найдётся миллион оправданий самым гнусным реалиям, бытующим в собственном культе. Зато он сможет найти миллион отягощающих обстоятельств для самой невинной огрехи у кого-то извне (особенно у критика его культа). И вообще он найдёт повод для обвинения предполагаемых конкурентов и критиков культа, что бы они ни делали.

Скажем, основная церковь страны (как правило основной конкурент и критик подобных культов) не осудила публично какое-то неоднозначное действие Правительства — “Ах, они трусы и сросшиеся с властью лицемеры, не исполняющие свой нравственный долг!”. Осудила — “Ах, они негодяи: нарушают принцип светскости государства, лезут в политику, хотят всему обществу навязать свои правила!”

3. Полярное (чёрно-белое) мышление. Бревноглазие формирует мировосприятие, в котором собственный культ предстаёт исключительно в светлых тонах, а внешний мир и критики культа резко демонизируются.

Например, Свидетели Иеговы не смотря на прямое заверение Христа: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле” (От Матфея 28:18) открыто настаивают, что Мир находится под управлением Сатаны, а все политические системы и церкви это его приспешники.

Буклет Свидетелей Иегова.

Они также внушают, что выход из Организации неизбежно ведёт к падению в самые ужасные грехи и непременно влечёт гибель в Армагеддоне по приговору Иеговы.

4. Комплекс “осаждённого воина”. Если культ островок чистоты и невинности в океане демонического хаоса, то понятно, что демонический мир ведёт против него войну на уничтожение. Поэтому сектанты чувствуют себя в роли осаждённых в крепости культа бойцов. Это мироощущение совершенно точно передаёт “Варшавянка”, если заменить в тексте борьбу за рабочее дело борьбой за идеологический конструкт любого данного конкретного культа:

“Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут…”

Для руководства секты это очень удобное мироощущение. Во-первых, наличие внешнего врага, как известно, способствует внутригрупповой сплочённости.

Во-вторых, что-то вроде военного положения внутри культа позволяет списать на “военные издержки” многие административные просчёты и закрыть глаза на многие неприглядные реалии внутри по принципу: “Когда враг у ворот, не время, товарищ, для этих вопросов!”.

В-третьих, “военное положение” оправдывает строгие репрессивные меры по отношению к сомневающимся и требование самоизоляции от родных, близких, друзей, которых не удалось втянуть в культ (таковые потенциальный источник критической информации о культе, а значит культоводам полезнее объявить их инструментами тёмных сил).

В-четвёртых, состояние войны позволяет манипулировать патриотическим чувством адептов, обострять их преданность и самоотверженность в служении интересам культа.

В-пятых, военные обстоятельства позволяют культоводам побуждать адептов к нравственно неприглядным действиям под видом военной хитрости. Так, свидетелям Иеговы внушается, что ложь это сокрытие информации от тех, кто её имеет право знать. Естественно враги культа на неё права не имеют, а потому свидетель Иеговы может без зазрения совести солгать в пользу культа даже находясь под присягой в суде. Теми же “военно-тактическими” соображениями мотивируется возведение обманом залов Царства. Мол, Мир нас ненавидит и гонит, потому по-честному построить не дадут. Значит, идём на хитрость: строим как бы частное жильё для частного лица. А он потом просто пожертвует свой дом Организации. Чтобы не выдать тайны строители из числа адептов даже дают обет не называть друг друга на стройке “брат” и “сестра”, дабы случайные люди не заподозрили чего-то.

Наконец, в-шестых, идея об осаде тёмными силами позволяет постоянно поддерживать у адептов ощущение правоты культа. Делается это следующим образом. Адепты побуждаются к нарушению местного законодательства. Власти однажды отвечают им предусмотренными в законодательстве мерами. Это культоводами объявляется гонениями за веру и подтверждением того, что злые тёмные силы ведут войну против культа, а значит культ представляет силы добра и света.

5. Комплекс “шестерёнки”. Из эгоистической направленности духовности оккультно-магического типа, как ни странно, вытекает такое положение в котором, перефразируя Христа, “не культ для человека, но человек для культа” (ср.: Марка 2:27). Эгоистичное отношение к саморазвитию приводит к смещению мотива на цель и самосовершенствование превращается в самоцель, изолирующую человека от реальной жизни, от внекультового социума. Человек чувствует свою значимость уже не в связи с тем, например, насколько успешно способен заботиться о семье, родных, близких, но насколько успешно его “шестерёнка” выполняет свою функцию в культе. Наоборот, он лучше оставит голодными детей и раздетой жену, да ещё и обременит экономику семьи кредитами, но обязательно съездит на очередной заграничный ретрит. Культовое важнее семейного!

Такой человек бросает все свои внекультовые обязанности, разрывает отношения с ранее дорогими и любимыми людьми, но при этом считает, что благодаря культу стал намного духовнее и только в нём научился любить! Ещё бы, вне культовых медитаций он не переживал этих десятиминутных приступов сладострасного чувства, когда хочется радостно обнять весь Мир! Правда, если в этом момент к сему любвеобильному духоносцу подойдёт кто-то с просьбой о вполне конкретной и приземлённой помощи, то будет гневно отослан по неприличному адресу ибо кощунственно покусился прервать священную сладость переживания любви ко всему Мирозданию… Кажется у Достоевского был персонаж, который признавался, что чем больше он любит всё человечество, тем больше не может терпеть отдельных людей. Это ровно об этом.

Для сравнения хочется привести пример отношения нормативно-религиозного типа духовности к вопросу соотношения любви к ближнему и культовым практикам:

Ну, поскольку у нас на первом месте заповедь Бога о любви к ближнему, значит, мы должны все отложить и уделить внимание гостю. Один святой старец молился у себя в келии и увидел в окно, что к нему идет брат. Так старец, чтобы не показать, что он молитвенник, лег в постельку и лежит. Тот около двери прочитал молитву: “Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас”. А старец с кровати и говорит: “Аминь”. Брат к нему зашел, он его с любовью принял, чаем угостил – то есть проявил к нему любовь. А это- самое главное!

Часто в нашей жизни бывает такое: читаем вечерние молитвы, и вдруг звонок (по телефону или в дверь). Как нам быть? Конечно, мы должны сразу откликнуться на звонок, оставив молитву. Выяснили все с человеком и снова продолжаем молитву с того места, где закончили”. (Архимандрит Амвросий (Юрасов), О молитве)

Важно заметить, что перечисленные элементы сектантского мышления могут иметь место и в культах с нормативно-религиозным типом духовности. Но в таком случае они будут либо отклонениями от внутрикультовой нормы (внутрицерковным сектантством), либо элементами культовой нормы, сближающими данный культ с установками оккультно-магической духовности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:
  • 1
    Поделиться

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04