Как “отмиссионерить” Свидетелей Иеговы под Рождество?

Главная / Псевдохристианские / Как “отмиссионерить” Свидетелей Иеговы под Рождество?
Поделиться

(методический материал для беседы со Свидетелями Иеговы)

Тема празднования Рождества достаточно проста и удобна для того, чтобы на ней продемонстрировать несостоятельность учения Свидетелей Иеговы (СИ) о “новом свете” или, как предпочитают говорить сейчас, “углубленном понимании”. При её разборе видно, что изменения в догматике и практике “Общества сторожевой башни” (ОСБ) со временем не приближают к истине, а удаляют от неё.

Эту тему можно рекомендовать как одну из обучающих для начинающих апологетов, миссионеров и контркультистов.

Это методическая заметка строится по схеме: аргумент Свидетелей Иеговы — контраргументы.

1. В Библии нет повеления праздновать Рождество. (Единственный праздник установленный Библией — Тайная Вечеря.)

Писание исходит не из запретительной установки (“запрещено всё, что не разрешено циркулярно”), но из разрешительной. Христианам можно всё, что не запрещено — всё, кроме греха:

“Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.” (1Кор 6:12)

“Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.” (1Кор 10:23)

“Он [Христос] дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.” (2Кор 3:6)

А в Библии нет запрета ни на празднование Рождества Христова, ни вообще на установление благочестивых праздников по инициативе людей.

Наоборот, в гл. 9 книги “Есфирь” рассказывается как без специального повеления Бога был установлен праздник Пурим, который никогда не критиковался ни пророками, ни Христом и отмечается иудеями поныне.

ОСБ однажды само вынуждено было признать, что Христос не осуждал “самовольные” праздники людей:

“Также особой годовщиной для евреев было второе посвящение храма. И хотя в Библии мы не находим повеления отмечать это историческое событие, Иисус, как видно из Иоанна 10:22, 23, не осуждал это празднование”. (Сторожевая башня, выпуск для распространения от 15.10.1998 года, с. 30)

2. В Библейские времена никто не праздновал Рождество.

Как мы выяснили только что, Библия не запрещает христианам вводить в свою жизнь что-то новое.

СИ сами поступают точно также. Ведь в библейские времена никто не распространял журналы “Пробудитесь!” и “Сторожевая башня”, не сдавал почасовые отчёты проповеди, не строил Залы Царства, не проводил ежегодные конгрессы…

Даже канона Нового Завета в библейские времена ещё не было. Он был составлен Церковью после смерти апостолов из тех книг, повеления писать которые тоже нет в Библии.

Впрочем, в Библии упомянут эпизод отмечания события Рождения Христа. Его отметили волхвы, приведённые промыслом Божиим к колыбели новорождённого Мессии. При этом благочесиивые родители не запретили им это сделать: не выставили вон вместе с их “языческим” обычаем.

3. Только язычники в Библии отмечали дни рождения.

Во-первых, мы празднуем не день, не годовщину рождения Спасителя, а само евангельское событие (об этом будет подробнее сказано ниже).

Во-вторых, если что-то делали язычники это само по себе не повод, чтобы отказываться от этого служителям Бога (Иеговы). Так, язычники использовали животные жертвоприношения и воскуривание трав и смол, и Иегова устанавливает для иудеев аналогичные обряды.

Даже обрезание до иудеев практиковали языческие народы:

“Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян. А сирийцы, живущие на реках Фермодонте и Парфении[en], и их соседи‑макроны говорят, что лишь недавно переняли обрезание у египтян. Это ведь единственные народы, совершающие обрезание, и все они, очевидно, подражают этому обычаю египтян. Что до самих египтян и эфиопов, то я не могу сказать, кто из них и у кого заимствовал этот обычай. Ведь он, очевидно, очень древний”. (Геродот. История. 2:104)

Таким образом, Иегову вовсе не смущают обычаи фактом своего языческого происхождения. Значит не должен факт использования язычниками, сам по себе, смущать и Его служителей.

4. Точная дата рождения Христа неизвестна.

Поскольку мы отмечаем не дату, а событие, то в принципе безразлично, когда договориться сообща открыть соответствующие страницы Евангелия и молитвенно их вспомнить.

И в самом деле, поместные церкви Вселенского Православия отмечают Рождество Христово в разные дни. В один день с Русской Православной Церковью его отмечают Грузинская, Иерусалимская, Сербская, Польская православные церкви и некоторые монастыри Афона. Остальные 11 поместных церквей празднуют по Новоюлианскому календарю, который ещё долгое время будет совпадать с Григорианским. Поэтому празднование происходит в один день с Западными Церквями. При этом все эти церкви признают друг друга и находятся в литургическом общении.

Церковь прекрасно сознаёт, что дата празднования может не соответствовать исторически дню рождения Спасителя, который неизвестен. Вот что пишет протоиерей Сергий Булгаков в “Настольной книге для священнослужителей”:

“По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в церквах западных, нежели восточных; но это должно разуметь только о времени празднования праздника — 25 декабря. В церквах же восточных до IV в. он праздновался 6-го января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно рождества Христова или крещения, но вообще явлению Бога во плоти, откровенно во Христе и чрез Христа Божественной благодати, отчего и Первоначальным основанием праздновать Рождество Христово 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господня, который и для древности оставался неизвестным, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам…”

Другими словами, при установлении дня празднования Церковь изначально руководствовалась соображениями символическими, а не историческими. А значит изначально отмечала само евангельское событие, а не его исторический день или годовщины.
 
5. Рождество Христово на самом деле языческий праздник, потому что отнесение его празднование к 25 декабря приурочено к языческим празднованиям того времени.
Но если в самом деле совпадение даты определяет языческий характер праздника не смотря на содержание, то “Вечери воспоминания” самих Свидетелей Иеговы в 2018-м и в 2019-м годах будут являться безусловно языческими праздненствами. Ведь в 2018 году они будут праздновать Вечерю Господню 31 марта  — в тот день, в который  зороастрийцы отмечают праздник Огня воинов. А в 2019 году “Вечеря” Свидетелей Иеговы — 19 апреля — аккурат совпадает с кульминацией древнеримского 8-дневного праздника Цереалия или Возвращения Персефоны, посвященного богине Церере и её дочери.
(Любопытно, что римляне устраивали праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру. И в центре “Вечери воспоминаний” Свидетелей Иеговы также символическая трапеза, на которую они из-года в год зазывают кого только могут…  Хм, чтобы это зачило?! 😉 )
И вообще, абсолютно любой день года является праздничным в календаре какой-либо языческой культуры. Так было и в ветхозаветные времена. Поэтому, если характер праздника определять по дате, а не по содержанию, то и все иудейские праздники на самом деле — языческие!
На самом же деле, характер праздника определяет не дата, а содержание. В Рождество Христово ни ранее, ни сейчас Церковь не предаётся воспоминаниям о языческих мифах, а отмечает событие, отражённое в евангелиях. Поэтому характер у праздника целиком и полностью христианский.
Что касается мотивов вынесения даты на 25 декабря, то они имели не проязыческий, а контрязыческий характер:

“Устанавливая дату празднований, Церковь нередко руководствовалась своими особыми, дидактическими и миссионерскими соображениями. Особо отмечая тот или иной день, Церковь имела в виду и преодоление каких-то местных традиций, пережитков прежних обычаев. Знаменитый историк, авторитет в вопросах истории календаря, праздников и летосчисления профессор Василий Васильевич Болотов говорит: «Язычество, с которым ведет борьбу Церковь, есть не только религия, но и сложившийся известным образом быт. Доказать язычнику несостоятельность его представлений о богах и убедить его веровать в Единого Христианского Бога значит сделать много, но еще не все. Порвать свои житейские отношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было охранять его от рецидива, и праздники занимали едва не главное место между теми орудиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим христианством… Учреждая во дни языческих праздников свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках»”.1Архимандрит Матфей, Эортология и богословие Рождества Христова, Журнал Московской Патриархии , № 1, 1985 г.

Об этом же пишет и протоиерей Сергий Булгаков:

“В IV в., с появлением и распространением арианства, для православной Церкви явилось новое и сильнейшее побуждение прославить событие Рождества Христова. Наконец, отнесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду дать противовес языческому культу и предохранить верующих от участия в нем. Известно, что у римлян на 25 декабря падал праздник, так называемый, dies natalis Solis invicti, служивший выражением мысли о постоянно возвращающемся на лето и как бы обновляющемся солнце и бывший днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и пр.

Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете часто называется солнцем правды2“А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные” (Мал.4:2), светом мира3“Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”. (Иоан.8:12), спасением людей, победителем жизни и смерти, а предосудительное языческое празднование его было достаточным побуждением для Церкви облагородить его по смыслу возвышенного христианского воспоминания. Поэтому-то уже древняя Церковь, отрицая тождество двух сходных праздников — языческого и христианского, усвояет празднику Рождества Христова значение наглядного и выразительного отречения от языческих суеверий и обычаев”.4Прот. Сергий Булгаков, Настольная книга для священнослужителей.

Можно в дополнение заметить, что для языческих солярных праздненств важна привязка ко дню зимнего солнцестояния. И если в первые века нашей эры оно приходилось действительно на 25 декабря, то сейчас это астрономическое явление происходит 21 декабря (а раз в 4 года — 22-го). Тем не менее, дата празднования Рождества вслед за солнцестоянием сдвинута не была. Значит, никакого отношения к культу Солнца этот праздник действительно не имеет.

6. Празднование Рождества греховно, потому, что зачастую сопряжено с грехом: пьянством, драками, блудом…

В таком случае и чтение Библии греховно, потому что нередко сопряжено с возникновением губительных толкований. Уже апостол Пётр находил в посланиях Павла “нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания” (2Петр.3:16). 

Церковь празднует Рождество Христово молитвой, чтением Библии, проповедью и делами любви. А если кто-то празднует иначе, то проявляет непослушание Церкви.

Да, есть немало людей, нарушающих Правила дорожного движения. Но ведь это это не повод запретить автомобили, а повод призвать соблюдать ПДД!

Да есть люди, празднующие Рождество вопреки нормам и призывам Церкви. Но это не повод отказаться от Рождества, а повод призвать к послушанию Церкви!

Таковы, вкратце, основные аргументы и контраргументы по теме Празднования Рождества Христова в беседе со Свидетелями Иеговы. Стоит напомнить также, что некогда они Рождество отмечали.

Отсюда видно как со временем их богословие и практика не совершенствуются, не приближают их к Истине, но деградируют до вот таких совершенно легковесных и примитивных аргументационных изысков.

Наконец, сам факт того, что вероучение Свидетелей Иеговы со временем меняется столь радикально, что вступивший в секту юноша к концу жизни может исповедывать взгляды противоположные тем, которые принял в юности, ставит это сообщество под анафему апостола Павла, не допускавшего мысли, что благовествование со временем может меняться:

“Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема”.
(Гал.1:8,9)

Олег Нагорный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04