Как попадают в секты?

Главная / Сектоведение / Как попадают в секты?

“В церковь приходят, а в секты приводят!” — так народная смекалка выразила стереотип, навязанный популярными в русскоязычной инфосфере, но устаревшими теориями культового контроля сознания, которые подкреплены визуально публичными методами вербовки некоторых сект. При таком подходе культ оказывается в роли хищника, который агрессивными и обманными методами вербовки похищает беспомощных граждан из мирно пасущихся стад обывателей.

В действительности современное сектоведение знает множество типов конверсии1Термин, получивший международное признание и используемый без перевода. Означает вход в религиозную организацию. Классическим можно считать определение Ричарда Травизано: “вход в религиозную организацию, сопровождающийся изменением общей идентичности индивида, включающей в себя: а) мировоззрение индивида; б) его личностные характеристики; с) установки для большого количества ситуаций, предписывающие ему его отношение к людям и окружающей среде” (Travisano R.V. Alternation and conversion as qualitatively different transformations. In: Social Psychology Through Symbolic Interaction. –Waltham, MA.: Ginn-Blaisdell, 1970. P. 238), среди которых и пассивные, и активные2Мартинович, В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов Института теологии БГУ / В. А. Мартинович. — Минск: БГУ, 2008. — 103 с. . Так что к истинному положению дел ближе другой, авторский, фразеологизм: “Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!”.

Активные типы конверсии:

  1. Самоконверсия — человек сам, без посторонней помощи, активно занимается выстраиванием своего мировоззрения, принятия той или  иной системы верований, через активный поиск информации.
    В этом случае сперва происходит психологическая конверсия (когда человек принимает сектантские взгляды, но формально не принадлежит никакой организации). Затем может произойти и структурная конверсия, если человек формально присоединиться к сектантской организации.
  2. Экспериментальный тип конверсии — человек решает примерить на себя роль члена группы, попробовать реализовать в своей жизни её нормы, ритуалы, правила с тем, чтобы уже в процессе взвесить все “за” и “против”.
    В этом случае участие в культе начинается со структурной конверсии: то есть формального присоединения к группе. А затем человек может искренно уверовать во все культовые доктрины и остаться либо разочароваться и уйти. В некоторых случаях человек может частично уверовать и остаться в группе. Но для окружающих он будет представляться как уверовавший полностью.
  3. Подтверждающий тип конверсии — человек в качестве подтверждения и подкрепления ранее самостоятельно усвоенных взглядов присоединяется к группе их полностью или частично проповедующей.
    В отличие от самоконверсии человек не ищет структурной принадлежности к группе, о которой он, как правило, ничего не знает. А ознакомление с учением группы происходит по материалам, не имеющим к ней отношения. Такой тип конверсии характерен, например, в новых религиозных движениях (НРД), которые в значительной мере заимствуют своё учение у других религий и традиций. Вариантом такого типа конверсии является возвращение человека в культ, из которого он раньше вышел.
  4. Взаимная конверсия предполагает синхронное погружение в культ сразу нескольких человек при их взаимном влиянии.
    Такой тип конверсии может послужить основой для создания некоторых типов новых культов или служить основой внутренних изменений некоторых типов существующих культов (где нет харизматического лидера и авторитарной системы управления).
  5. Целевой тип конверсии имеет место тогда, когда присоединение к организации мотивировано реализацией личных целей и задач человека, либо желанием получить какие-то блага, выгоды.
    Так, человек может присоединиться к культу для получение от него благотворительной помощи, ради бесплатных поездок заграницу, ради расширения круга общения, чтобы быть рядом с находящимся в культе любимым человеком и т.д. и т.п.
    После достижения своей цели или разочарования в ней такой человек может покинуть организацию. А может попутно искренне уверовать и остаться.

Пассивные типы конверсии:

  1. Аффективный тип конверсии  человек присоединяется к культу под воздействием новых ярких эмоциональных впечатлений и переживаний или из-за эмоциональной привязанности к членам группы.
    В этом случае учение, обряды и другие факторы вторичны по сравнению с самим фактом душевного, располагающего, поддерживающего принятия членами группы или восторгом от якобы мистических переживаний, связанных с пребыванием в культе.
    В отличие от целевого типа конверсии не сам человек ищет новых друзей и впечатлений, а лишь случайно их обретает, столкнувшись с группой не по своей инициативе.
  2. Психопатологический тип конверсии рассматривается как компенсаторный механизм для человека, не способного самостоятельно справиться с неврозом, психологическим стрессом, не реализуемыми желаниями, фрустрациями и пытающегося решить свои проблемы путем ухода в сектантскую организацию. Психические заболевания в этом случае предшествуют конверсии и являются её главной неосознаваемой причиной. При этом пребывание в группе может стать как причиной частичного излечения, так и принести новые психические проблемы.
  3. Принудительный тип конверсии происходит, когда имеет место мощное целенаправленное социально-психологическое (а иногда и физическое) давление на человека со стороны группы.  Такой тип конверсии более всего соответствует тому, что  принято называть “промыванием мозгов”, “контролем сознания”, “реформированием (исправлением) мышления” и под.
  4.  Возрождающий тип конверсии связан с таким методом психологического воздействия как заражение: т.е. взаимовнушение, происходящее между членами группы. 
    Находясь внутри группы (например, на молитвенном собрании), человек испытывает, во-первых, размывание личностных границ (начинает чувствовать себя частью целого: частью группы), во-вторых, заражается от группы её психоэмоциональным состоянием. Во время такого собрания в кругу эмоционально накрученной пастором группы человека могут охватить невероятно сильные и глубокие переживания (страха, радости, вины и др.), которые субъективно воспринимаются как неодолимая “волна”, накрывшая извне. 
    Примером такого типа конверсии могут служить исповедально-вербовочные служения протестантских церквей, в результате которых десятки людей разом могут пережить “возрождение” и публично “покаяться”: декларативно “принять Христа своим личным Спасителем”.
  5. Конверсия как традиционная социализация реализуется тогда, когда ребенок рождается и воспитывается в семье с определённой религиозной культурой, а в сознательном возрасте осознанно остаётся в традиции, в которой вырос и воспитан.
  6. При депривационном типе конверсии ведущими факторами и мотивами ухода в сектантство являются чувство неудовлетворённости (своим соцстатусом, общественными нормами, обещственным неравенством или наоборот, засильем представителями других расс и национальностей и др.), несостоятельности (экономической, социально-психологической и др.) или неполноценности (из-за физических или психических недостатков).
    Психологической основой такой конверсии являются механизмы компенсации и гиперкомпенсации.
    Примером может служить человек, не сумевший заслужить уважение и реализовать себя в обычной жизни, зато ставший “духовнее”, “просветлённее” других благодаря уходу в секту и даже достигший там статуса уважаемого гуру.
  7. Мистический тип конверсии характеризуется пассивным восприятием  воздействия на человека неких духовно-мистических сил, результатом которого является резкое изменение человека и обращение вне зависимости от изначальных взглядов и установок.
    Классическим примером может служить обращение Христом гонителя христиан апостола Павла (тогда ещё Савла) в христианство по дороге в Дамаск.
    Подвидом является “шаманская болезнь”: когда духи сами выбирают себе служителя вне зависимости от желания человека и буквально принуждают к шаманской инициации под угрозой смерти.

В практическом консультировании особенно остро стоит вопрос о надёжных показателях конверсии. Мы уже упомянули вскользь, что существует конверсия психологическая и структурная. Это значит, что даже если человек публично декларирует себя приверженцем какого-то культа и регулярно участвует в его собраниях и ритуалах (стуктурная конверсия), не факт, что психологически он действительно разделяет учение этого культа.

Индикаторы конверсии по Сноу и Махалеку3Snow D.A., Machalek R. The Sociology of Conversion. // Annual Review of Sociology 1984 Vol:10. Кратко: Мартинович В.А. Проблема индикаторов конверсии. // Религия и общество: актуальные проблемы современного религиоведения: сборник научных трудов / Под общей редакцией В.В.Старостенко. –Могилев.: МГУ им.А.А.Кулешова, 2006. –С.187-190. :

  1. Переосмысление биографии, истории своей жизни через призму культового вероучения.
  2. Принятие культовой объяснительной схемы. Поведение, чувства и события, которые ранее были необъяснимы или объяснялись со ссылкой на ряд причинно-следственных схем, теперь интерпретируется в рамках одной всеобъемлющей культовой схемы. 
  3. Приостановка мышления по аналогии. Культовое мировоззрение воспринимается как нечто совершенно уникальное и неповторимое, единственное в своём роде. Сравнить, найти нечто аналогичное в других традициях  значит под сомнение уникальность. Поэтому новообращенный, подобно влюблённому, целиком сосредоточен на предмете своего обожания. Допускаются лишь те метафоры и сравнения, которые подчёркивают уникальность группы и, таким образом, способствуют её сплочению и ещё более глубокому погружению в культ.
  4. Принятие роли приверженца группы во всех жизненных ситуациях. Неофиты чувствуют, что любое их действие в любой ситуации (будь-то игра, учеба или работа) является отражением приверженности группе. Они не скрывают свою новую идентичность,  а наоборот стараются заслужить примерным поведением хорошую репутацию для своей группы в надежде, что у кого-нибудь возникнет желание присоединиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04