Как распознать лжегуру в поисках духовного развития

Главная / Культы восточной ориентации / Как распознать лжегуру в поисках духовного развития

Сегодня на рынке духовного развития орудует бессчётное количество самопровозглашённых гуру, просветленцев, представителей древних тайных традиций и прочих мастеров подвешенного языка и загадочного взгляда. По итогу оказывается, что облегчают они не столько души, сколько счета своих учеников, избавляют от “бремени” родных, близких, друзей… Иногда даже от постоянного заработка.  

В комплекте с подобным “духовничеством” нередко идут долги. Ещё бы: медитативные сессии, семинары, ретриты и прочие мероприятия как правило требуют всё больше и больше вложений. Некоторые гуру, правда, обещают, что они вот-вот окупятся: вот уже на следующей сессии духовных откровений тебя одождит такими дарами, что сразу найдешь место в жизни и повалит удача во всём, включая финансы… Но потом оказывается, что по твоей вине что-то пошло не так: Небеса так и не разверзлись благословениями, а для получения гарантированного урожая небесной манны нужно оплатить ещё один ретрит. Но к этому времени все возможности одолжиться и переодолжиться исчерпаны… В поисках элементарно еды и жилья ты вынужден вернуться с покаянной челобитной к  родителям или жене (мужу), которые ещё недавно так мешали духовному взлёту своими приземлёнными потребностями и интересами… Или к сектоведу: “Помогите! Меня загипнотизировали, обманули и ограбили! Развалили семью, рассорили с родными и лишили работы! Помогите вернуть мою жизнь!”

А всё потому, что нам долгое время внушали — а мы поверили! — будто “вера” это антоним “обоснованному знанию”: нечто принятое без должных доказательств. Хотя в действительности это определение суеверия. 

А ведь даже восточные религии, характеризующиеся культом духовных учителей, предлагают признаки, чтобы отличить гуру от лжегуру. 

Для меня лично как для православного духовность даже традиционных так называемых религий Востока (Христианство, между прочим, тоже с Востока пришло) в сравнении с евангельским благовестием и последующей святоотеческой традицией кажется чем-то блеклым и недоспелым. Как будто в какой-то момент ты потерял остроту слуха и зрения и то, что недавно видел и слышал со всей ясностью теперь вынужден почти интуитивно угадывать по маловразумительных намёкам… Тем не менее, я уважаю свободу и духовный поиск тех людей, которым по каким-то причинам ближе ориенталистские религиозные формы. Эта шпаргалка написана для них.

Когда здравомыслящий человек ищет врача для избавления от физических недугов он, как правило, идёт в специализированное медицинское учреждение, которое берёт на себя функцию удостоверения компетентности своих специалистов и несёт за это ответственность. 

Подобная тактика может спасти от ошибки и в религиозной сфере. Например, вместо того, чтобы искать посвящение в какую-то  буддийскую традицию у какого-то частного лица, можно обратиться в хорошо известный Буддистский монастырь или официально зарегистрированный Центр, признанный другими центрами этой традиции. 

Если же здравомыслящий человек обращается к частному врачу, то он прежде всего удостоверяется, что “частник” действительно является преемником профессиональных медицинский знаний и компетенций. Подтвердить это, как минимум, может диплом официально признанного медучреждения, по которому ясно, что врач учился у подлинных специалистов.

В религиях Востока таким “дипломом” выступает ученическая преемственность. В Индии это называется парампара (санскр.: “от одного к другому”, “непрерывный поток”) или амная (санскр.: “поток”, “традиция”).

Подлинный гуру всегда без проблем расскажет какой линии преемственности принадлежит, у кого получил посвящение и, если нужно, назовёт всех лиц ученической цепочки вплоть до основателя сампрадаи (религиозно-богословской школы).

“Общество сознания Кришны”, например, предлагает такую парампару:

1. Кришна
2. Брахма
3. Нарад
4. Вьяса
5. Мадх
6. Падманабха
7. Нарахари
8. Мадхава
9. Акшобх
10. Джая Тирт
11. Гьянасинд
12. Дайанид
13. Видьянид
14. Радженд
15. Джаядхар
16. Пурушотта
17. Брахманья Тирт
18. Вьяса Тирт
19. Лакшмипа
20. Мадхавендра Пу
21. Ишвара Пури (Нитьянанда/Адвайт
22. Господь Чайтан
23. Рупа (Сварупа/Санатан
24. Рагхугатха, Джи
25. Кришнада
26. Наротта
27. Вишванат
28. Баладе
29. Джаганнат
30. Бхактивино
31. Гауракишо
32. Бхактисиддханта Сарасва
33. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Вдумчивый человек уже по количеству лиц в ней поймёт, что что-то не так. Предположим, в среднем гуру жили по 100 лет. Даже без учёта, что годы их жизней должны пересекаться учителей в этой цепочке от силы хватает примерно на 3000 лет (Кришна и Брахма боги, а Нарада обрёл вечное тело). В то время как жизнь Вьясы датируют 3 тысячелетием до нашей эры… 

Есть у этой цепочки и множество иных проблем:
“Падманāбха, Нарахари, Мāдхава и Акшобйа — прямые ученики Мадхвы, а не последовательные звенья исторической преемственности. Кто такой Лакш̣мӣпати, неизвестно. Его никто не знает. Откуда он? Однако, есть некто Лакш̣мӣ-Нāрāйан̣а, известный как Ш́рӣпāдарāджа, который на самом деле был учителем Ш́рӣ-Вйāсатӣртхи, а не его учеником. Ш́рӣ-Вйāсатӣртха, более известный как Вйāса-Рāйа или Вйāса-Рāджа, весьма почитаемый āчāрйа. Он занимает такое же высокое положение в татвавāде, как ДЖайатӣртха. Перепутать его с кем-то ещё или ненароком заменить — нонсенс невообразимый. Однако, кришнаитов это не очень волновало, когда они стряпали свою парампару. Одним āчāрйей больше, одним меньше”. (Карл Фон-Бергштрайссер, Ложь кришнаитов)

Впрочем, Прабхупада предлагает и другую редакцию парампары:

“И от Шрилы Рупы Госвами идет Шрила Рагхунатх Дас Госвами, как прямой ученик, а автор Шри Чаитанйа Чаритамриты, Шри Кришна Дас Кавирадж Госвами, стоит как его прямой последователь. Прямой ученик Госвами Кришна Дас Кавираджа — это Шрила Нароттам Дас Тхакур, который принял Вишванатха Чакрабарти как своего слугу. Вишванатх Чакрабарти принял Джаганнатха Даса Бабаджи, от которого Шрила Бхактивинод Тхакур был инициирован и Шрила Гоур Кишор Дас Бабаджи, духовный учитель Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады — моего божественного духовного учителя”. (Свами Прабхупада, журнал “Обратно к Богу” от 20 марта от 1960 года)

Такую же последовательность Прабхупада указывает в: Чайтанья-чаритамрита. Ади-лила, Глава 01. Духовные учители.

“Но, что-то здесь не так. Что же именно?

1. Чаитанйа никому не давал дӣкшу (посвящение — ред.). По крайней мере об этом нигде не говорится.

2. Санāтана Госвāмӣ был дӣкшā-учеником Видйā Вāчаспати, мāйāвāдина из Вāрāн̣асӣ.

3. Рӯпа Госвāмӣ был дӣкшā-учеником Санāтана Госвāмина.

4. Джӣва Госвāмӣ был дӣкшā-учеником Рӯпы Госвāмина.

5. Рагхунāтха дāса Госвāмӣ был дӣкшā-учеником Йадунанданāчāрйи, а не Рӯпы или Санāтаны.

6. Нароттам дāса Тхакур был дӣкшā-учеником Локанāтха Госвāмина, а не Кр̣ш̣н̣адāса Кавирāджа.

7. Виш́ванāтха Чакравартин был дӣкшā-учеником Рāдхāраман̣а Чакравартина и никогда не встречался с Нароттамом, так как они жили с разницей почти в столетие. (Нароттам род. ок. 1466 – дата смерти неизв. В русском Искконе указывают род. 1534 и ум. 1611. Виш́ванāтха Чакравартин родился в 17-м веке, а умер в начале 18-го).

8. Баладева Видйāбхӯшан̣а был дӣкшā-учеником Рāдхā Дāмодара Госвāмина, а не Виш́ванāтха Чакравартина. Об этом он сам пишет во всех своих работах.

9. ДЖаганнāтха дāс Бабаджи родился спустя много лет после смерти Баладева Видйāбхӯшан̣а и не был его дӣкшā-учеником.

10. Бхактивинод Тхакур не был дӣкшā-учеником ДЖаганнāтха дāса Бабаджи, а был учеником Випина Бихари Госвāмина, о чём сам пишет в своей автобиографии и в своих трудах, восхваляя своего наставника.

11. Гауракищора дāс Бабаджи не был учеником Бхактивинода. Согласно историческим сведениям бенгальского историка Харидāса Дāса, Бхактивинод, наоборот, искал встречи с Гауракищором, а тот избегал его. Гауракищор был учеником Нандакищора Госвāмина из Щантипӯра.

12. Бхактисиддхāнта Сарасватӣ никогда не получал дӣкшу от Гауракищора дāса Бабаджи. В этом он сам признался в разговоре с бабаджи Рāмакрьшн̣ой дāсом, заправилой Рāдхāкун̣д̣ы того времени, что он получил эту дӣкшу во сне. Б. С. Сарасватӣ утверждал, что он единственный ученик Гауракищора, однако это лишь его мнение. На самāдхи-мандире Гауракищора числятся его учениками четыре человека — 2 фермера и семейная пара. Б. С. Сарасватӣ среди них нет”. (Карл Фон-Бергштрайссер, Ложь кришнаитов)

Таким образом, уже изучая собственные заявления о сампрадае можно точно выяснить приобщимся мы у кришнаитов Прабхупады аутентичной древней традиции или сектантскому новоделу…

Если же духовный наставник заявляет, что инициирован в традицию некими гуру, решившими остаться анонимными, то тем паче можете быть уверенными, что перед вами мошенник. Это в особенности касается таких восточных направлений религиозности, как Индуизма и Буддизм.

Смысл парампары в удостоверении, что передаётся аутентичное духовное знание (гьяна). Поэтому одной только внешней преемственности недостаточно. В жизни ведь бывает так, что даже человек с медицинским дипломом гособразца, вещает антинаучную чушь и предлагает так называемые альтернативные методы лечения без доказанной эффективности. Поэтому если высказанное и рекомендованное дипломированным врачом расходится с общим мнением научного сообщества (на практике можно перекрестно посоветоваться еще с несколькими специалистами, если что-то насторожило), то трезвомыслящий человек понимает, что в данном случае специалист транслирует не медицинскую научную традицию, а навязывает вам какие-то собственные очень специфические мнения.

И в восточных культах бывает так, что получив формальное посвящение от прежнего гуру и формально говоря о принадлежности к прежней сампрадае, новый гуру реформирует учение и практики своего учителя и де-факто создаёт сектантский новодел. Поэтому в поисках аутентичной духовности Востока стоит не только убедиться в подлинности формального посвящения вашего гуру в определённую традицию, но также сверить насколько его учение и практики соответствуют общепризнанным той сампрадаи (религиозно-богословской школы, традиции), от имени которой он выступает.

Если продолжить исследовать наш пример, то ИСККОН Прабхупады (от англ. International Society for Krishna Consciousness — ISKCON) позиционирует себя как Брахма-Мадхва-гаудия сампрадая. Первые два имени в названии сампрадаи по принятой традиции называют бога, передавшего изначальное откровение и изначального гуру-получателя этого откровения (ачарьи-основателя сампрадаи).

“Гаудия” это территориально обозначение. Происходит от названия древней провинции Гаудадеша, или Гауда, которая охватывала современную Западную Бенгалию и часть Бангладеш. Здесь в конце 15 — первой половине 16 веков жил и проповедовал религиозный реформатов Чайтанья, который считается основателем гаудия-вишнуизма и по религиозной мифологии является совместным воплощением Кришны и его ближайшей любовницы Радхи. Так что, когда мы говорим о гаудиа-вайнавизме (он же чайта́нья-вайшнавизм, бенгальский вайшнавизм или Кришна-бхакти) мы уже должны понимать, что это не изначальная индуистская, тем более ведийская традиция, но уже реформационный Индуизм, историческое сектантство.

Это как в Западной религиозной культуре секты христианской реформации (Лютеранство, Кальвинизм, Цвинглианство и проч.). Хотя на словах они и заняты реконструкцией древнего апостольского христианства, на деле лишь являются вариантами его переосмысления через призму культурно-исторических и ментальных особенностей своего времени и региона с акцентом на противостоянии Римо-Католичеству.

“ИСККОН является серьезной угрозой для традиционного вайшнавизма, — пишет последователь Мадхвачарьи, — так как распространяет искаженные знания. Школа Мадхвы возникла в 13-ом веке и выстояла под натиском многочисленных соперников на протяжении веков. Школа Бенгальского вайшнавизма (которую проповедует ИСККОН) возникла в 16 веке, и не имеет литературной традиции в преемственности к школе Мадхвы. Её верность Мадхве оспаривается многими, принадлежащими к самой традиции ИСККОН”. (Вадим Ра, Татвавад и ИСККОН)

Он же приводит примеры существенных доктринальных различий в учениии Мхвачарьи (татвавад) и Прабухупады:

“1) ИСККОН проповедует о том, что Кришна выше других аватаров и выше Самого Нараяны. Мадхва считает Всевышним Нараяну, а Кришну Аватаром Нараяны. В последние годы гаудии начали говорить, что Кришна и Вишну это одна и таже личность, только Вишну – это Кришна на работе, видимо начали читать труды Мадхвы, где прямым текстом Мадхва Всевышним называет Нараяну и поэтому гаудии начинают юлить и выкручиваться и тем самым противоречат своим же учителям <…>

2) ИСККОН выстраивает иерархию из аватаров Всевышнего, например у них Кришна 100% , а Вишну 96%, Кришна 64 качества, а Нараяна только 60 качеств. Мадхва утверждает, что все аватары Всевышнего равны! Так как Всевышний Пурнам – Полное целое, а из Полного целого исходит Полное целое.

З) ИСККОН проповедует концепцию о тождестве дживы и Всевышнего, (по сути это адвайта). Мадхва проповедует о вечном отличии дживы и Всевышнего (двайта). Дживы не одинаково благи. Мадхва говорит, что есть вечно-злобные дживы, есть раджасики и сатвики по своему сварупу.

4) ИСККОН проповедует, что Радха выше Лакшми. В Шастрах Радхи как божества вообще нет, Радха — это вымышленный гаудиями персонаж и поэтому в Татваваде Радху не почитают. Второй, после Нараяны, в иерархии (таратамьи) Мадхва ставит Лакшми, а не Радху. В Татваваде Радха – это лже-божество. Радхи нет в шастрах, она есть только в гаудийских текстах. Что касается Шримад Бхагаватам, то вы может не знаете, но их две версии, гаудийская Бхагаватам отличается от вайшнавской тремя главами и множеством искажённых шлок <…>

5) ИСККОН проповедует Харе-Кришну-Махамантру (ХКМ) как мантру освобождения для кали-юги. В Шастрах вообще нет такой мантры и особенно с пониманием ИСККОН.

6) ИСККОН проповедует концепцию о безличном Брахмане — это не соответствует учению Мадхвы.

7) ИСККОН игнорирует праманы Шрути (Веды), в которых провозглашается Величие Нараяны. ИСККОН ставит труды и комментарии своих учителей выше Вед. Риг-Веда:
तद्विष्णोः परमं पदम् ।। (ऋग्वेद, I.22.20, कठ. III.9)
Вишну – наивысшее прибежище. ( это значит нет никого выше)
विष्णुर्देवानां श्रेष्ठः । (शतपथ ब्रा. XIV. 1.I.5.)
И для Дэват, Вишну-Бог.

8) ИСККОН проповедует, что к мукти (к освобождению) может привести и ненависть к Всевышнему. Они утверждают, что асуры (демоны) которых убивает Сам Всевышний получают мукти (освобождение), уходя в духовный мир. Мадхва утверждает, что Всевышний отправляет асуров в вечный ад, находящийся за пределами вселенной.

9) ИСККОН проповедует, что все (освобожденные) мукта-дживы только девушки, мужских мукта-джив нет и только Кришна Единственный Мужчина в духовном мире, (хотя часто гаудии возражают, что можно стать пастушком, они даже свой гаудийский сидхант толком не знают). Мадхва проповедует, что мукта-дживы существуют обоих полов и мужские и женские и при чём пол это вечное качество дживы.

10) ИСККОН проповедует высшую обитель – Кришналоку. Мадхва проповедует высшую обитель Вишну – Вайкунтху.

11) ИСККОН проповедует Чайтанью как аватар Всевышнего. Татвавад не признает Чайтанью как аватар Всевышнего, поскольку Чайтанья не указан в шастрах как аватар. Чайтанья – это лже-аватар”.

Как видим, детище Прабхупады лишь на словах имеет отношение к заявляемой сампрадае.

Не меньше лжи и мошенничества в вырванных из контекста родовой духовной традиции практиках, которые позиционируются как эффективные и чуть ли не самодостаточные. В качестве примера можем вспомнить медитации-“випассаны” по Гоенко.

В Буддизме випассаны являются одним из целого комплекса методов: медитацией для созерцания четырёх истин Святого и анитьи. Мне не встречалось, однако, ни одного человека, который после курса випассан по Гаенка смог бы объяснить, что за четыре благородных истины Буддизма, что такое анитья и как связана с дукхой и анатманом (вместе они образуют три характеристики бытия). Если у кого-то и были такие знания, то не из этих курсов. Это всё равно, что учить математике, заставляя механически переписывать формулы и примеры решений, без понимания того, что переписывается. А ведь буддийское спасение предполагает осознанное усвоение всего этого…

Подытожим. Чтобы не попасться самосвятам и лжегуру на пути поисков приобщения мудрости духовных традиций Востока следует:

  1. Проверить достоверность посвящения в ту традицию, от имени которой действует духовный учитель.
  2. Сверить учение и предлагаемые учителем практики со сведениями об учении и практиках этой традиции из источников, не связанных с проверяемым гуру и его культом.
  3. Надёжнее всего обратиться непосредственно в официальные признанные во всём мире центры, представляющие ту религию, которую вы хотите изучить.

    Скажем, если вы интересуетесь Буддизмом вместо записи на ретвит по випассане лучше обратиться в Центр Алмазного пути (Ваджраяны) Карма Кагью. Даже если вас интересует другое направление Буддизма, здесь вы получите грамотный совет с чего начать, чтобы составить адекватное представление об интересующей вас ветви Буддизма.

    4. Вообще прежде, чем позволить какому-либо конкретному культу сузить ваш кругозор не мешало бы сделать начитку грамотной академической литературы по интересующей вас религии и её истории в целом.

Интересующимся Буддизмом я рекомендую прежде всего любые книги Евгения Торчинова. Это одновременно и академический исследователь с высоким авторитетом, и буддийский учитель в одном лице. Почерпнуть представления о модном сейчас Дзен-Буддизме рекомендую по книге Дайсэцу Тэйтаро Судзуки “Наука Дзен — Ум Дзен”. Этот автор тоже сочетает в одном лице и практика и представителя академической буддологии.

Какого-то Центра аутентичной Индуистской традиции в Беларуси нет (только псевдоиндуистские культы). Поэтому интересующимся тем более предстоит большая самостоятельная работа. Мои базовые рекомендации:

  1. Видеолекции Андрея Борисовича Зубова (начиная с 52).
  2. Сборник академических статей разных авторов “Древо Индуизма“.
  3. Сарвепалли Радхакришнан, Индийская философия (Том 2).
  4. С.Чаттерджи и Д.Датта, Введение в индийскую философию.
  5. Макс Мюллер, Шесть систем индийской философии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04