Как сектоведа вербовали Свидетели Иеговы

Главная / Псевдохристианские / Как сектоведа вербовали Свидетели Иеговы

Холодный пронизывающий ветер на фоне высокой влажности. Я основательно продрог на выгуле.

Поэтому в этот вечер я не мог не поделиться толикой тепла с голосом из трубки домофона, который просипел что-то об изучении Библии…

Передо мной две женщины. Одна постарше, лет пятидесяти, более опытная и говориливая. Другая — на вид лет тридцать с хвостиком —осматривается и в основном помалкивает, периодически поддакивая старшей. “Стажёрка”. У старшей в руках смартфон с электронной версией Перевода Нового Мира. У младшей какой-то журнал, который я так и не взял.

Неужели нет никого из родных и близких, кто в этот вечер нуждается в их теплоте и внимании больше, чем уставшие после работы незнакомцы из случайно набранных квартир? Впрочем, обручальных колец не замечаю.

Вступительную “воду” о том, как важно знать чему учит Библия пропускаю мимо ушей. Но не даю выпалить вторую часть заготовки — прерываю обращением:

— Девочки, Бог ведь Истина и не будет лгать. И Библия всегда одна и таже: не меняется с течением времени.

— Ну да, конечно… Так мы как раз…

— Но ведь с вашим учением всё не так. Оно с течением времени меняется. Это меня заставляет полагать, что вы сами пока точно не знаете, чему учит Библия, сами находитесь в постоянном поиске.

— Так ведь в Библии написано, что учение будет становиться все яснее.

— Где?

— Сейчас найду. Там про то, что свет будет становиться все яснее.

Видимо женщина старой закалки ещё не вполне освоилась с электронной версией Библии. Искала она, очевидно, этот стих:
“Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.” (Прит 4:18, СП)

— Не утруждайтесь. Тот стих, который вы ищите говорит не о прояснении учения, а о добродетельной жизни праведника. Поэтому сейчас Организация предпочитает говорить не о “новом свете”, но об “углублённом понимании”. Однако проблема в том, что как ни назови периодическое изменение учения, вы под анафемой апостола Павла:
“Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.” (Гал 1:8-9)

— Понимаете, Павел был служителем Иеговы. У Иеговы есть служители во все времена…

— И где были “Свидетели Иеговы” в 17 веке? — решил я опередить логику оппонента.

— Дело в том, что в Библии написано, что будет время, когда будет отпадение, когда люди не будут знать истину о Боге.

— Это где? Потому что я помню другое пророчество, в котором Христос обещает быть с верующими во ВСЕ дни до скончания “этой системы вещей” (Мф. 28:20), как вы любите выражаться, а не с перерывом в несколько столетий.

— Помните апостол Павел в Коринфе говорил, что “вы не знаете Бога”… Сейчас найду.

— Ну найдите. Если вы о речи в Ареопаге, там Павел говорит, что пришёл проповедовать о неведомом Боге, которого афиняне чтят, даже не зная. Дело в том, что в языческих культах Бог Творец был оттеснён на задний план…

— Вот нашла! Деяния 17 стихи 26, 27:
“От одного человека он произвёл всякий человеческий народ для обитания по всему лицу земли. Он установил определённые времена и пределы обитания людей, чтобы они искали Бога, старались ощутить его и нашли, хотя он и не далеко от каждого из нас“, — процитировала собеседница Перевод Нового Мира. — Видите, есть определенные времена, в которые люди должны искать Бога…

— Начнем хотя бы с того, что Павел обращает эти слова к язычникам и берётся им всё-таки рассказать о Боге, которого они интуитивно искали, не ведая. Значит знание истины у Павла и христиан было. И тут нет пророчества о том, что оно должно угаснуть на несколько столетий до появления Свидетелей Иеговы.

— Но вы понимаете, что по мере исследования мы всё точнее понимаем Библию. Вот у нас в стране как обычно? Люди по рождению принадлежат либо к Православию, либо к Католичеству. А тут сказано:
“Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, Господь неба и земли, не живёт в храмах, построенных руками” (Деян. 17:24, ПНМ)…

— Ну, да, практически слова из молитвы при освящении ветхозаветного храма:
“Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я…” (2Пар 6:18, СП) И далее Давид просит, чтобы Бог принимал молитвы молящихся в храме. То есть Соломон, не Давид…

Поняв, что тема критики храмов легко не зайдет, проповедница попыталась зайти с козыря.

— Или, например, раньше мы думали, что Христос не умер… То есть, что умер на кресте, а теперь выснили, что не на кресте, а на столбе.

На этот “козырь” у меня имеется свой “джокер”. И первым порывом было для затравки поинтересоваться, а как в переводе на греческий: “Греческое Общество красного Креста”, а потом методично добить другими вопросами. Но вовремя спохватился: так мы потеряем генеральную мысль, которую всё-таки хотелось бы донести. Поэтому подхватил без уводящих в сторону пререканий:

— Вот именно. Вы предлагаете рассказать, чему учит Библия, но сами ещё окончательно не знаете этого, сами только постоянно ищите.

Не знаю, помните ли вы, одно время Свидетели Иеговы считали библейской истиной, что донорство органов это грех людоедства. Потом оказалось, что нет. Сейчас считается, что Библия запрещает переливание крови. А через пару лет может прийти “углублённое понимание”, что не запрещает… Я хотел бы изучить Библию. Но какой смысл это делать у тех, кто ещё сам точно не знает, чему она учит, сам находится в поисках?!

— Нет, некоторые вещи мы точно знаем. Например, что церкви ошибаются о Христе. Он первое творение Бога, через которое Иегова сотворил мир. Вот в Коллосянам говорится:
“Он — образ невидимого Бога, первенец из всего творения”. (Кол. 1:15)

— Минуточку. Вот греческий текст: покажите, где здесь “первенец творения”? — протянул я собеседницам свой телефон с открытым греческим модулем процитированного стиха.

— Мы не читаем по-гречески. А вы читаете?

— А я читаю, — пришлось удивить культисток признанием. — “Хос эсти икон то Тэос то аоратос прототокос пасис ктисис…” Тут “прото-токос” — прежде рождённый — это прилагательное. “Родить” и “сотворить” это разные вещи. Если я из глины горшок сделаю, то он не будет человеком, не будет одной со мной природы. А вот если у человека родился ребёнок, то он такой же человек, как и родитель. Христос рождён от Отца, значит имеет ту же природу, что и Отец.

А “ктисис” это не творение в смысле тех, кто сотворен, а творение в смысле акта творения. То есть Христос рождён до того, как Бог начал творить.
Посмотрите Иоанна первую главу, третий стих.

“Всё появилось через него, и без него ничто не появилось”. (ПНМ)

— Вот именно: “всё”, а не “всё остальное” появилось через Христа. Значит Сам Он не имеет начала. Синодальный перевод передаёт ещё более близко к греческому оригиналу:
“Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть”.

— Нет. Христос просто первое творение. А через Него Бог уже сотворил всё остальное:
“Посредством его сотворено всё остальное на небе и на земле, видимое и невидимое, будь то престолы, или господства, или правительства, или власти. Всё это было сотворено через него и для него”. (Кол. 1:16, ПНМ)

— Я понял, что по-гречески вы не читаете. Но можете найти подстрочник этого стиха. В оригинале нет: “все остальное”. Это добавление переводчиков вашего культового Перевода Нового Мира. Откройте любой академический перевод на русский, если Синодальному не доверяете.

Ну, ладно. Зайдём с другой стороны. Апостолы Иоанн и Павел говорят, что Иегова всё создал через Христа. А вы говорите, что Христос не Иегова. Тогда получается, что Иегова врёт через пророка Исайю.

— Почему Исайю?

— Сейчас узнаем почему. Откройте его книгу, глава 44, стих 24.

“Так говорит Иегова, твой Выкупающий и твой Создатель от материнской утробы: «Я, Иегова, делаю всё. Я расправляю небеса и расстилаю землю. Кто был со мной?” (ПНМ)

— Перевод Нового Мира спрятал одно очень важное слово еврейского текста: “бад” — одиночество, уединение. Здесь подчеркивается, что Иегова творит в одиночку. В иудейском переводе Танаха на русский говорится:
“Так сказал Йеhова, Избавитель твой и Творец твой от утробы (материнской): Я – Йеhова, который создал все, распростер небеса Я Один, разостлал землю Сам”.

В ответ старшая пустилась в пространный и маловразумительный монолог о том, что это можно понимать в разных смыслах, смотря что Он творил, смотря какие это небеса… и вообще многие тексты Библии нужно понимать образно… Надо ещё разобраться о чём здесь…

— Вот, когда наконец разберётесь, чему всё-таки учит Библия, тогда с удовольствием присоединюсь к её изучению с вами.

А пока у меня есть более практический вопрос. Я искал одну статью на сайте Свидетелей Иеговы об обручальных кольцах. Её не нашёл, но нашел другую, которая вызвала недоумение. Там написано, что обручальные кольца родом из язычества, но поскольку сейчас им не придают религиозного значения, то носить их можно. Но в этой же статье говорится и о тостах, что они тоже родом из язычества. Но вывод противоположный: их произносить из-за языческих корней нельзя. Но ведь и тостам сегодня не придают религиозного значения! Почему тосты запрещены, а кольца разрешены я так и не понял.

— Ну, смотрите, в тостах мы восхваляем, прославляем людей. А мы должны восхвалять только Иегову… — сделала сильный ход собеседница.

Пришлось импровизировать и мне:


— У меня есть знакомый, который учился в Школе теократического служения. Так вот он рассказывал, что обучение поставлено очень грамотно. И что вообще учат, что нужно на изучении обязательно поддерживать новеньких. Обязательно сказать какой-то комплимент, похвалить за что-то. Некоторые спрашивают: “Что делать, если не за что хвалить?” Он говорит, что такого не бывает. Всегда можно найти за что. Видишь Библию в руках — похвали за чтение Библии. Да просто за внимание и интерес похвали!

Заметив соглашательские кивания нечаянных гостий, спрашиваю:

— Вот непонятно, почему в тостах хвалить нельзя, а без тостов можно?

— Нет, ну как! Мы же хвалим за что-то хорошее, за изучение Библии, за служение Иегове…

Добивать вопросом почему бы в тостах не хвалить за что-то достойное, а не дурное я не стал, оставив шанс собственному мышлению наблюдавшей за нашей беседой “стажёрки”. Мысль которую человек смог сформулировать сам всё-таки воздействует мощнее, чем напрямую предложенная извне.

Моё свободное время подошло к концу. Визитёры подошли к двери.

— И всё же вы подумайте. Подумайте о ковчеге… Только те, кто слушал предупреждение Ноя об опасности спаслись…

— Ной то пророк был. А тот, кто от имени Бога и Библии предсказал множество ложных дат Армагеддона скорее лжепророк, — подвёл я итог нашей беседе, интонационно давая понять, что по этому вопросу втягиваться в дискуссию не намерен.

— И всё таки подумайте, где истинный ковчег и народ Бога. Ведь Христос сказал, что разрушит храмы… Ну, единственный храм в Иерусалиме, который тогда был.

— Это Христос иудеям предлагал: разрушьте храм, а Я в три дня его восстановлю. И апостол тут же поясняет, что тогда Его не поняли, а Он говорил о храме тела Своего: что воскреснет на третий день (См. Ин.2:18-22), — на прощание напомнил я с трудно описуемым выражением на лице.

Скажу честно. Это была не самая грамотная и находчивая проповедница Свидетелей Иеговы, с которой приходилось иметь дело. Иногда самому хотелось подсказать ей более весомые аргументы, которые использует Общество Сторожевой Башни для своей защиты. Тем не менее, диалог вышел достаточно типовым.

Есть ли прок от таких бесед? Знаю что есть. Как рассказывали некоторые бывшие культисты, на них некогда произвело сильное впечатление, когда более опытного возвещателя, с которым проповедовали в паре, кто-то грамотный ставил в тупик.

К сожалению, такие эпизоды в жизни культистов случаются редко. Но если читатель чувствует, что готов, то прошу учесть несколько нюансов:

  1. Не позволяйте заболтать тему, чётко не завершив её. Пусть хотя бы раз (а лучше — 2-3 раза) прозвучит вывод, к которому вы вели. Только после этого можно переходить к другой теме.
  2. Если видите, что собеседник начал отвечать нечто уж совсем бессодержательное и очевидно притянутое за уши, не добивайте, чтобы не потерять контакт. Переключите его внимание на другой вопрос.
  3. Не ждите, что кто-то публично признает неправоту своего культа. Особенно на глазах у другого культиста. Мы сеем семена личных внутренних сомнений, которые прорастут, когда человек окажется тет-а-тет со своей совестью.
  4. Если мысль культиста пошла по кругу, не ленитесь сделать с ним 2-3 таких круга. Поверьте, действительно случается, что доходит не с первого раза. Или человек, проговаривая одно и тоже, как бы перепроверяет для себя насколько убедительно его контраргументация нейтрализует ваши аргументы. Если не дошло с третьего, то четвертый раз повторять не стоит.
  5. Доктрины Свидетелей Иеговы периодически меняются. Неизменна только вера в “теократическую Организацию”: в то, что новые учения непременно более верны, более истинны, чем старые. Сделайте мишенью критики эту особенность: покажите, что отвергнутые учения более обоснованы Библией, чем новые!

Сектовед Олег Нагорный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:
  • 1
    Поделиться

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04