Классификация сектантства

Главная / Сектоведение / Классификация сектантства

 

РИС.: Структура сектантства

В работе мы используем чаще всего две классификации сектантства: по формальным признакам и по содержанию вероучения.

Академическая типология нетрадиционной религиозности американских социологов религии Родни Вильяма Старка (Rodney William Stark) и Вильяма Симса Бейнбриджа (William Sims Bainbridge), доработанная крупнейшим белорусским сектологом Владимиром Мартиновичем, имеет классифицирующими признаками степень выраженности организационной структуры и тип членства.

Согласно ей в структуре сектантства выделяется 5 основных и 1 дополнительный тип нетрадиционной религиозности.

I. Первый тип составляют секты и культы: сообщества, которые имеют выраженную организационную структуру, институт постоянного членства, развитое вероучение, которое охватывает все сферы человеческого бытия и мира.

Культы и секты отличаются по особенностям происхождения. Секты появляются в результате отклонения, откола от другой организации, группы, традиции и под. Культы появляются в результате культовой инновации: целенаправленного создания или спонтанной самоорганизации при полном противопоставлении всему культовому окружению и без предварительной структурной зависимости от уже существующих сообществ.

II. Второй тип сектантства представлен клиентурными культами: сообществами, имеющими слабую организационную структуру, институт временного членства и претендующими на полноту компетенции в какой-то определённой сфере жизни человека и общества.

Фактически клиентурные культы предлагают клиентам набор мистических и образовательных услуг: курсов лекций, сеансов исцеления, тренинги, составление гороскопов под. за определённую плату или компенсацию. Ставка делается не на продолжительность отношений с клиентом, а на количество клиентов.

Первый и второй типы нетрадиционной религиозности составляют феномен новых религиозных движений (НРД).

III. К третьему типу относятся аудиторные культы — отдельные индивиды и небольшие группы, которые имеют минимальную организационную структуру с системой регулярной трансляции сектантского опыта определённой аудитории общества при полном отсутствии института членства.

Примером служат частные экстрасенсы, колдуны, астрологи и под.

IV. Культовая среда общества составляет четвертый, и самый объёмный (см. рис.: “Структура сектантства”, тип нетрадиционной религиозности. Она включает всю сферу неинституциализированных идей и практик, которые люди исповедуют в индивидуальном порядке вне контекста какой-либо сектантской группы.

Примером служит вера в приметы, гороскопы, НЛО, аномальные зоны, ауру, магию и под.

V. Внутрицерковное сектантство составляет пятый тип нетрадиционной религиозности. К нему относят различные формы нетрадиционных, языческих, оккультно-мистических верований и практик внутри традиционных религий мира, которые искажают ортодоксальное учение.

К ним относят:

  • культ личности священнослужителя, при котором со служения Богу акцент перемещается на служение конкретной духовной особе с подчинением ей своей воли;
  • магическое мышление, магическое переосмысление религиозной жизни и церковных таинств;
  • апокалиптизм, который выражается как в страхе перед достижениями современной цивилизации и культуры, так и в стремлении истолковывать события в контексте поиска признаков скорого конца света;
  • политеизм, который выражается в преувеличении почитания ангелов и святых при перемещении служения Богу на второй план;
  • экстремизм культивация ненависти к определённым группам людей, которые представляются главными врагами церкви и общества, истоком всех без и проблем;
  • самовольное внедрение в структуру церкви изначально чуждых ей религиозных практик, вероучительных систем, методов работы.

VI. Дополнительным, шестым, типом нетрадиционной религиозности являются сектоподобные группы — сообщества, которые совмещают внутри себя не сектантские элементы с рядом сектантских характеристик.

Сектоподобные группы обычно не стабильны и представляют собой пограничную или переходную форму сектантства.

Проблему сектоподобных групп разрабатывает наш соотечественник Владимир Мартинович. Он выделяет среди них два типа:

сектоподобные группы параллельного существования сектантский компонент соприсутствует с не сектантским в рамках одной организации, но без каких-либо переплетений, порой, даже без взаимных пересечений друг с другом;

сектоподобные группы континуума сектантский и не сектантский компоненты тесно переплетаются друг с другом во всех основных плоскостях жизни группы (вероучение, структура, членство, деятельность и т.д.).

Примером сектоподобных групп параллельного существования является деятельность общества “Знание” в конце 1980-х начале 1990-х годов. Помимо нормальной работы по пропаганде научного знания Общество организовывало лектории, семинары, курсы различных экстрасенсов, магов, целителей, астрологов, оккультистов.

Характерным примером сектоподобных групп континуума служат всевозможные центры йоги. В полностью вестернизированном виде йога сводится к физической гимнастики, лишённой религиозно-идейного наполнения и не относится к сектантству. Однако известно множество случаев, когда такие ветернизированные группы начинали постепенно наполняться религиозным содержанием (чаще всего через акцент на духовной составляющей упражнений) и превращались в сектоподобные группы. По мере нарастания сектантского компонента подобная группа может трансформироваться в полноценный культ. Такой путь прошли, например, ответственный за распыление зарина в токийском метро культ “Аум Синрикё” и основанный таксистом, увлечённым йогой и контактёрством, уфологический культ “Общество Этериуса”.

Анализ вероучения сектантских организаций позволил Владимиру Мартиновичу выделить  17 основных типов сектантства. Автор подчёркивает, что  согласованность всех ключевых
пунктов этой авторской классификации с ведущими отечественными и мировыми исследованиями в данной области принципиально важна, так как сама классификация является одновременно одним из
критериев отнесения тех или иных организаций к числу НРД.

Итак, по содержанию вероучения новые религиозные движения представлены следующими типами:

  • Астрологические центры.
  • Движение нового мышления.
  • Коммерческие культы.
  • Неоязычники.
  • НЛО-культы (уфологические культы).
  • Культы восточной ориентации (неоориенталистские культы).
  • Оккультно-мистические культы.
  • Политические культы.
  • Псевдонаучные культы.
  • Псевдопсихологические культы.
  • Псевдохристианские культы.
  • Сатанизм.
  • Синкретические культы.
  • Спиритизм.
  • Утопические культы.
  • Христианские секты.
  • Экстрасенсорика, магия и целительство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04