Методы суггестивного воздействия в полноевангеличестве на примере пастора Вячеслава Гончаренко

Главная / Псевдохристианские / Методы суггестивного воздействия в полноевангеличестве на примере пастора Вячеслава Гончаренко

К суггестивным (внушающим) относятся связанные с неаргументированным информационно-психологическим воздействием на психику человека методы. Они проходят на фоне некритического, не рационального восприятия информации, без активного понимания, осмысления, без развёрнутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом.

Их антонимом является убеждение — метод открытого информационно-психологического воздействия, основанный на предъявлении системы чётко сформулированных рациональных аргументов (доводов), выстроенных по законам логики.

Убеждение метод нравственно наиболее честный, поскольку при нём соблюдается принцип информированного согласия.

Методы суггестивного воздействия связаны с риском проникновения “контрабандой”, минуя проверку критикой, верований и ценностей, которые не были бы приняты человеком, если бы он мог их открыто и рационально проанализировать. Такие методы могут нравственно безопасно допускаться лишь в том случае, когда предварительно источник подобного воздействия прошёл качественную рационально-критическую проверку на доверие.

Однако в харизматических сектах (настроенных на некритический поиск особых переживаний, которые выдаются за воздействие Божие) методы суггестивного воздействия составляют основной арсенал. Отсюда отмечаемая психологами и сектоведами, работавшими с харизматиками, низкий уровень их критического восприятия культовой действительности и “эмоциональное мышление”, характеризующееся атрофированной способностью к построению логически стройных конструкций.

Проиллюстрируем как происходит на практике суггестивная обработка верующих на примере выступления пастора полноевангелической общины Минска “Новая Жизнь” Вячеслава Гончаренко. Для анализа возьмём видеоролик из Ютуб “Слово пастора Вячеслава Гончаренко 25.08.13”.

00:00 — 00:31 К моменту выхода пастора аудитория уже эмоционально разогрета. Причём, помощник пастора канализурует эмоции поддержки и восхищения в адрес личности самого Гончаренко: “И с нами также наш драгоценный, любимый… всеми любимый… нет слов…”. Интересно, что фоном на музыку налагается возглас одобрения толпы: “О-о-о!”. Он призван внушить аудитории, что она сама испытывает эти эмоции. Такой же приём используется в низкосортных комедийных сериалах, где в нужных местах накладывается смех.Чем интенсивнее эмоции, тем меньше человек способен к логико-рациональному осмыслению воспринимаемого. К моменту выхода пастора на сцену в зале уже не вдумчивые христиане, а толпа фанатиков Гончаренко.

00:31 — 00:33 Пастор, как опытная рок-звезда, предваряет речь жестом и актёрским мимическим выражением со значением: “Я тоже к вас эмоционально поддерживаю”. Это фиксирует аудиторию в состоянии эмоционального, а не рационального восприятия его выступления и создаёт раппорт суггестивной связи по каналу эмоционального интеллекта.

00:33 — 00:55 Актёрская пауза и фраза, как бы отвлекающая внимание от собственной персоны: “Вся слава да будет Иисусу Христу!”. После того, как одобрительно-взаимным жестом он уже принял славу на свой счёт, фраза в действительности считывается подсознанием как: “Создайте тишину, чтобы мне было удобно говорить!”

Здесь мы видим приём невербального, косвенного внушения: когда формальное значение слов не совпадает с внушаемым посылом.

У актёров это называется подтекст и встречается в жизни гораздо чаще, чем можно подумать. Например, когда женщина говорит вслух: “Я толстая!” она на самом деле обращается к собеседнику с просьбой: “Утешь меня по поводу моей внешности! Помоги мне повысить самооценку!”

Есть у внушения Гончаренко и второй слой подтекста, вытекающий из манерничанья и интонации: “Да, да — я достоин почитания фанов! Но я христианин и обладаю добродетелью смирения, скромности, которую вам демонстрирую, переадресовав славу Христу. А моя добродетельность это, опять таки, ещё один повод для вас восхищаться мной!”

00:55 — 01:10 За 15 секунд пастор успевает провести две суггестивные интервенции. Сперва выражает радость, что видит присутствующих. Это приём из арсенала психологического метода, называемого манипуляция. В данном случае цель — вызвать (укрепить) благорасположение.

Есть такая закономерность: люди склонны хорошо относиться к тем, кто хорошо относится к ним. Если человек рад встрече с нами, то и мы с большей вероятностью будем рады ему. Не случайно переговорщиков и обслуживающий персонал обучают улыбаться при встрече с клиентом. Это невербальное внушение того же, что озвучил Гончаренко: “Я рад вас видеть”. Такое поведение повышает лояльность и внушаемость клиентов.

Кроме того, сила данного приёма в том, что мы склонны чувствовать себя обязанными перед тем, кто проявил к нам благорасположение. Ведь взаимность — одна из базовых форм коммуникации. Если поздоровались — не вежливо не здороваться в ответ. Если что-то хочешь получить, нужно чем-то отплатить. И так далее.

Далее Гончаренко благодарит Бога за возможность наконец-то появиться в родной церкви. Здесь ключевое слово “родной”.

Это универсальная закономерность: при любом общении первый фильтр социально-психологической защиты, который срабатывает у нас, это оценка, насколько собеседник безопасен. Работает этот фильтр по простой схеме: “свой—чужой”. Если фильтр пройден успешно, то на выходе мы с собеседником образуем какую-то общность. Вот почему психологи рекомендуют при знакомстве, при формировании отношений искать что-то общее!

И Гончаренко, не мучаясь в долгих поисках, называет очевидно объединяющее его с присутствующими: это и его, и их родная церковь. Таким образом подтекст внушения таков: “Я свой! Мы с вами из одной “песочницы”! Мы едины!”

01:10 — 06:20 Манипулятивная часть, посвящённая попытке вызвать к себе сочувствие и одновременно восхищение своим христианским мужеством перед лицом болезни. (Гончаренко недавно был госпитализирован).

Нет смысла анализировать каждое предложение этой части. Концентрированный посыл её вмещён в таком высказывании: “Я меньше всех пострадал… Знаете, что я там: лежал в свой скорлупе, еле соображая, что к чему… Большой удар пришёлся на мою жену, моих детей, нас всех…” (1:36 — 02:00)

Если выбросить из фразы выделенное жирным шрифтом, то она действительно сошла бы за речь мужественно переносящего страдания христианина, решившего сказать слова благодарности поддержавшим его в трудную минуту. Но выделенная жирным шрифтом прикровенная жалоба на то, как все-таки тяжело ему пришлось — это элемент внушения, рассчитанного на сочувствие.

В целом фраза вызывает амбивалентные (противоречивые) эмоции: она вроде как и успокаивает (мол, не так я пострадал, как вы), и одновременно вызывает жалось (ибо содержит описание тяжелейшего беспомощного состояния). Амбивалентность эмоций признак возможно применённой манипуляции!

Если во взаимодействии с кем-либо вы испытываете странную смесь противоречивых эмоций… Проанализируйте, с чем связана каждая из проявляющихся эмоций, — рекомендует автор книги “АнтиЛох: не дайте себя провести” психолог Елена Мерзлякова. — А для прояснения ситуации лучше всего задать себе несколько вопросов: Чего реально хочет ваш партнер по общению от ситуации? Чего хотите вы? Какими способами и методами каждый из вас добивается желаемого? Вполне возможно, вы будете удивлены, обнаружив, что психологическое манипулирование является взаимным”.

Сам факт, что на подробное описание своего физического недомогания Гончаренко тратит из 10 минут речи 5 минут 10 секунд психологу говорит о том, что он лишь рядиться в тогу христианского мужества. На взгляд опытного психолога из всей этой “мужающейся” части торчат длиннющие уши эгоцентризма, жалости к себе и внушающего подтекста: “Народ, пожалейте меня!”.

Сочувствие, кстати, тоже фактор, который делает весьма уязвимым к принятию информации без должного критического анализа.

06:20 — 10:28 Собственно доктринальное внушение.

Сперва контекст. До госпитализции старшего пастора Гончаренко “Новая Жизнь” активно проповедовала исцеление верой и служения исцеления. В общине ходили “свидетельства” о чудесных исцелениях после обращения в веру и/или молитвенного упования на Бога (из тех, в которых была информация для возможности проверки — ложные, но в глазах единоверцев правдивые). Богословие общины исходило из того, что подлинно верующих, да ещё и крещёных Духом, Бог всенепременно осыпает всевозможными материально-чувственными благословениями. А значит все неблагополучия, включая болезни, признак маловерия. Соответственно и для исцеления достаточно подлинной веры — обращение к медикам не обязательно и даже может быть признаком слабой веры…

А тут этакий конфуз: заболевает глава общины — старший пастор Вячеслав Гончаренко. И для выздоровления ему не хватает ни личной веры, ни служения исцеления. Ставят на ноги его врачи. Строго логически варианта для оценки ситуации всего два: либо богословие общины было ложным, либо глава общины —- маловер. Попытке выкрутиться из возникшего конфуза и посвящено доктринальное внушение пастора.

Итак, аудитория настроена “мыслить эмоциями”, критическо-рациональное мышление максимально ослаблено — время прямых внушений. И Гончаренко начинает внушать.

Сперва он пытается согласовать установку, что он исцелен по моитвам и вере “от Господа” с тем фактом, что его подняли врачи (в кавычках смысл, а не точные формулировки внушений): “Не важно прибегал человек к медицине или нет — любое исцеление от Бога!”

Чем это доказуется? — “Я получил откровение об этом в больнице!”

Это заведомо непроверяемый аргумент. Слушатели не могут проверить правда ли Гончаренко получил откровение или лжёт; а если и получил, то от Бога ли, или от сатаны, который любит принимать образ ангела света (2Кор. 11:14). Т. е. внушение остаётся голословным, а его убедительность основана исключительно на эмоциональном отношении к внушающему.

Но Гончаренко не удовлетворяется простым внушением. Он создаёт иллюзию рационального доказательства: “Богатые люди, которым доступны лучшие достижения и ресурсы медицины, тоже умирают от болезней: руководитель компании Apple, президент Венесуэлы… Поэтому дело не в уровне и доступности медпомощи, а в воле Бога”.

Спроси у слушателей пастора, что не так с логикой в этом “аргументе”, едва ли кто-то из его фанов ответил бы.

Такой аргумент имел бы силу, если бы возможности современной медицины были бы безграничны, врачи никгда не ошибались, а пацианты идеально исполняли бы предписания врачей. Тогда можно было бы сказать: “Вот этот человек получил доступ ко всем возможностям медицины, медики действовали безошибочно, он в точности исполнил все предписания… Но была воля Божия, чтобы он умер, и он умер!”

Однако, рак поджелудочной железы, от которого, например, скончался Стив Джобс, медицина не научилась исцелять на 100% и не умеет предупреждать его рецидивы и метастазы. Да и по свидетельству близких Стив не очень то следовал предписаниям врачей, давая повышенную нагрузку на пересаженную печень. Кроме того, изначальный отказ от помощи медиков в пользу альтернативной медицины, по словам врача Рамзи Амира, привёл к неоправданно ранней смерти. Между прочим, некоторые “свидетельства” об исцелении, размещённые на сайте “Новой жизни”, точно также могут мотивировать особо внушаемых граждан к оставлению медицинской помощи в пользу молитв и служений исцеления. Что также может губительно сказаться на здоровье паствы Гончаренко.

Тем не менее, слушатели пастора не в том состоянии, чтобы с логической трезвостью оценить нелепость подобных рассуждений.

Тут, кстати, и сам Гончаренко то ли не вполне отдаёт себе отчёт в том, что говорит, то ли знает, что обработанная аудитория не способна видеть даже грубые “ляпы”, появившиеся в доктринальных установках общины после этого его откровения. Ведь ранее пастве регулярно внушалось, что важно быть в общине, в числе крещённых Духом, чтобы получать материально-физические благословения от Бога. А тут Гончаренко утверждает, что Бог по доброте исцеляет даже не верующих! При этом сам из себя представляет пример, как верующий тяжело болеет точно также, как и неверующие. Так если не видно разницы, к чему весь этот трёп об особых благословениях полноевангельцев?!

В доктринальной части Гончаренко снова благодарит жену, единоверцев и Бога, который услышал их молитвы. И снова не благодарит врачей, которые быстро диагностировали прединсультное состояние и провели грамотную терапию. Ещё бы: он ведь не глава медицинской клиники, а старший пастор сектантской общины, пиар-”фишка” которой — особые “посюсторонние” благословения Божии и служения исцеления: “Ищите прежде процветания на земле, а Царство Божие приложится!” (Сравн.: Матф. 6:33).

В завершение своё якобы чудесное исцеление (хотя так и не стало ясно чем оно чудесней исцелений атеистов) Гончаренко тоже превращает в доказательство:

Вашими молитвами я стою перед вами сегодня. Так что у нас будет новый уровень… новые этапы победы во Христе… Беларусь взрогнет от Божьих сил! Да. Она будет преображена силой Святого Духа!”

Казалось бы, ты же недавно проводил параллель своего исцеления в больнице с исцелениями неверующих, потому что “Бог слишком добрый”. Значит и исцеление атеиста можно считать знаком его новых побед во Христе? Значит и исцеления атеистов можно считать признаком грядущего преображения Беларуси Святым Духом? Но люди исцелялись на этой земле столетиями. Почему именно сейчас ты начинаешь видеть в исцелениях признаки преображения Беларуси?! Или только твоё исцеление это знамение? Тогда почему только твоё?! Ты, что Мессия, посланный для Беларуси?! На чём основано такое самомнение?!

Подобные вопросы возникли бы у паствы, будь она в состоянии логического трезвомыслия. Однако она уже переведена в режим эмоционального мышления. Поэтому под одобрительные аплодисменты глотает из уст своего пастора любую чушь!

И ещё одна любопытная деталь, которую замечают не только у Гончаренко, но и у других пасторов харизматических общин. Вы заметили: как только Вячеслав начинает молиться, у него появляется как будто странный акцент? Гипнологи должны догадаться. Помимо того, что сам по себе несознаваемый транс удобное состояние для управления паствой, в котором отсутствует способность к здравому критическому анализу, так у харизматиков ещё в ходу практики, связанные с внушёнными трансовыми автоматизмами (“говорение на языках”, “святой смех” и нек. др.), выдаваемые за чудеса от Духа Святого.

Так вот, когда гипнолог регулярно работает с одним и тем же человеком, то один толькоголос суггестора может включить рефлекторное погружение в транс. Это не всегда нужно и удобно. Поэтому при наведении транса гипнологи меняют интонацию, высоту голоса, особенности произношения. Тогда с клиентом можно говорить обычным образом, не боясь, что он погрузиться в изменённое состояние сознания. А когда нужно навести транс, уже сама изменившаяся интонация по механизму сформировавшегося условного рефлекса способствуют погружению.

Аналогичный процесс происходит, когда пасторы харизматических церквей начинают молится с особым “акцентом”: у паствы тут же срабатывает рефлекс погружения в ИСС. Даже во время проповеди пастору достаточно периодически “с акцентом” произносить: “Амэн!”, “Слава Иисусу!” и так далее, чтобы снова усыпить только начавшее пробуждаться логико-критическое мышление.

Конечно, недобросовестно применяемые суггестивные методы психологического воздействия у полноевенгельцев и других харизматических церквей нарушают принцип информированного согласия. Зато дают приличные темпы прироста паствы. Пятидесятники и полноевангельцы вместе занимают третье место по количеству общин в Беларуси после Православной и Римско-Католической Церквей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04