Можно ли православному быть хилиастом?

Главная / Ортодоксия / Можно ли православному быть хилиастом?

В ответ на вопрос заголовка сразу скажем одно: “Можно было!”. В дискуссии с Тиграном обе стороны показали, что раннехристианские авторы 1 – 4 веков придерживались хилиазма как частного боословского мнения (теологумена). Причём некоторые из них прославлены во святых. С этим согласны и хилиасты, и хиллегористы.

Но можно ли современному православному исповедовать хилиазм, не опасаясь впасть в ересь? На этот счёт православная публицистика последних лет разошлась во мнениях.

Долгое время, казалось, существовал консенсус, сформированный вокруг мысли, высказанной митрополитом Макарием Булгаковым, которая с небольшими вариациями перепечатывалось амилленаристами:

“Если и можно было держаться учения о хилиазме, как частного мнения: то лишь до тех пор, пока не выразила об этом своего голоса Церковь вселенская. Но когда второй вселенский Собор (в 381 г.), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и учение его о тысящелетии Христовом, и для того внес в самый символ веры слова о Христе: «его же царствию не будет конца», – держаться этого учения, даже в качестве частного мнения, совершенно непозволительно православному Христианину”. (Православно-догматическое богословие. – Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1993. По изданию 1857 года. Том II. С. 492.)

Современные апологеты хилиазма возражают, указывая на то, что слова: “его же царствию не будет конца” внесены в Символ Веры не против ереси Апполинария, а против лжеучения Маркелла о том, что Человек Христос некогда растворится в Боге, а царство Христа прекратится и станет царством Бога Отца. Из этого они заключают, что к хилиазму это добавление отношения не имеет. (См., например: Степаненков Дмитрий, Соборное осуждение хилиазма: было ли оно? – Публикация на портале bogoslov.ru от 25 ноября 2014)

Но по существу вопроса совершенно неважно реакцией на какую именно ересь явилась вставка в Символ веры. Важно только, что рассмотренная целиком фраза: “…И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца…” не оставляет места не только взглядам маркеллитов, но и тысячелетнему чаянию хилиастов.

Иначе получилось бы, что учение Свидетелей Иеговы о том, что Христос архангел Михаил это тоже не ересь. Ведь соборы только установили богочеловеческую природу Христа, но конкретно отождествление Его с архангелом Михаилом не осуждали!

Можно согласиться с тем, что прямо хилиазм как ересь не поименован в оросах Вселенских соборов. Но это учение по самому своему смыслу противоречит тем вероучительным оросам, которые они утвердили. Точно также как отождествление Христа с архангелом Михаилом по самому смыслу противоречит Его Богочеловеческой природе. А значит исповедовать хилиазм после 381 года это значит возражать голосу соборного сознания Церкви и, таким образом, впадать в ересь.

Поэтому прав современник Второго Вселенского собора епископ Брешии Филастрий, который разместил хилионетитов (хилиастов) под номером 59 в своей “Книге ересей” (Diversarum Hereseon Liber). Примечательно, кстати, что после упомянутого Собора внутрицерковный хилиазм сходит на нет и возрождается только в 15 веке в Чехии в среде последователей Яна Гуса. А после провала таборитских пророчеств их идейное семя проросло в Германии в среде анабаптистов…

Нужно заметить, что традиционные реформаторские течения отвергают милленаризм. Его осудили ещё Аугсбурское и Гельветическое исповедания.

Зато сегодня возрождением этой древней ереси занялся ряд православных публицистов и богословов. Думается, после сказанного выше эти усилия можно характеризовать как феномен внутрицерковного сектантства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:
  • 1
    Поделиться

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04