Научное сектантство православного академика Вейника

Главная / НЛО-культы / Научное сектантство православного академика Вейника

Увы, так случается, что пропаганде сектантских идей способствуют официальные Церковные структуры.

Книгу академика НАН Беларуси Виктора Вейника “Почему я верю в Бога” Издательство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви публиковало многажды.

Впервые — в 1998 году. Затем в 2000-м, 2002-м, 2004-м. Последний раз, насколько мне известно, она издавалась в 2009 году.

Это не смотря на то, что к тому времени идеи Вейника были охарактеризованы как сектантские референтом Минской Епархии БПЦ по новым религиозным движениям Владимиром Мартиновичем, а также получили богословскую и научную отповедь от критиков. В том числе, на страницах церковной прессы.

До того подобная судьба постигла псевдонаучную “теорию Вейника” в научно-образовательной системе. Одни официальные и уважаемые органы способствовали её пропаганде, другие — печатали уничтожительную критику. Так, в 1960-х гг Издательство министерства образования БССР публикует 3 переиздания учебного пособия “Термодинамика” авторства академика Вейника.

А в 1969 году в научном журнале “Успехи физических наук” выходит статья Л. П. Питаевского и И. М. Халатникова “Первый молоток”, где 3-е переиздание резко критикуется, а содержание его именуется “средневековым схоластическим бредом”.

Я не подвергаю ревизии и сомнению подлинных научных достижений и успехов академика Альберта-Виктора Иозифовича Вейника, однако в его попытке создать “универсальную теорию всего” на основе формул из термодинамики, и в его “научном” изучении духовного мира со всей очевидностью проступают черты как псевдонаучного, так и религиозного — содержательно прооккультного — сектантства. Хотя я признаю, что Виктор Вейник имеет и подлинные научные звания, заслуги, и подлинное членство в Православной Церкви.

К сожалению культ Вейника и после кончины основателя в ноябре 1996 года продолжает заражать проправославную аудиторию псевдоправославными и псевдонаучными идеями. Поэтому мы размещаем на Sekty.by заметку доктора физико-математических наук профессора Евгения Толмачева, опубликованную в 1-м номере газеты “Царкоўнае слова” за 2002 год “Из области околонаучной фантастики”.

Публикация с критикой богословских идей Виктора Вейника будет размещена позже.

Подчеркну ещё раз, что критика сектантских идей кого-либо не означает отсутствие глубоко уважения и признания его иных заслуг.

Сектовед Олег Нагорный

Академик НАН Беларуси Альберт-Виктор Иозифович Вейник

Научная оценка так называемой  “Общей теории А.Вейника” была дана достаточно давно, в пору её появления на свет. Достаточно сослаться на статью замечательного советского учёного, академика М.А. Ельяшевича “Термодинамика по Вейнику, или Всеобщая физическая теория”, опубликованную в ведущем научном журнале СССР “Успехи физических наук” (1969, т.98, вып.3, с.591-595). Серьёзный вклад в анализ работ А. Вейника и в их критику в средствах массовой информации внёс член-корреспондент НАН Беларуси Л.М.Томильчик. Совместно с ними пришлось писать о А.Вейнике и автору этих строк в журнале “Вопросы философии” (№12, с.122-134, 1994), в контексте анализа проблем анормального знания как явления массовой культуры.

Не вдаваясь в профессиональные детали, скажу, что “теория” А.Вейника представляет собой типичный пример сектантской ереси в науке. Как и любой сектант, Вейник признаёт только часть, образно говоря “Учения”, отбрасывая или искажая остальные его “догматы”. В данном конкретном случае он признавал лишь классическую термодинамику и её методы, отвергая не только такие разделы физики, как квантовая и релятивистская теория, но и значительную часть классической электродинамики, достижениями которой каждый из нас пользуется каждодневно. Естественно, что попытки автора найти место предсказаниям “теории” в реальном мире за рамками области справедливости термодинамики и механики Ньютона были безрезультатными. Нормальные учёные, оказавшись в такой ситуации, ищут и исправляют ошибки или просто выбрасывают свои построения в мусорную корзину. Но псевдоучёные пытаются найти сферу приложения своим “теориям” вне рамок науки. Так поступил и Вейник, объявив в “Термодинамике реальных процессов”, что им “установлен факт существования сверхтонких миров и объектов, которые живут вне времени и пространства и взаимодействуют с нами по законам добра и зла”. При этом он окончательно порвал связь с наукой и её методами и перебазировался в область околонаучной фантастики с популярным в те годы мистическим уклоном.

Это тем более печально, что А.Вейник к тому времени был известным учёным в другой сфере — в термодинамике литья, и его научные работы были высоко оценены во всём мире. Именно за свои исследования литейных процессов он, ещё не достигнув сорокалетия, получил звание члена-корреспондента АН Беларуси.

Но вскоре его деятельность приобрела псевдонаучный характер, поскольку свои изыскания он перевёл в те сферы, в которых не был сведущ. Явление Вейника — это вовсе не феномен. Многие заслуженные и премированные учёные пытаются реализовать себя в других областях науки и часто терпят фиаско. Так получилось и с Вейником. Учёный имеет право на категорические утверждения, но далеко не все из них находят признания научного сообщества, подтверждаются на практике и входят в золотой фонд науки. Здесь то же соотношение, что и при добыче золота — один самородок на тонны пустой породы.

Приход Вейника в лоно православной церкви, на мой взгляд, не изменил сути его псевдонаучных устремлений. Просто его претензии на построение “теории всего” получили новую сферу приложения и доверчивых слушателей, изначально сочувствующих и готовых откликнуться на чудо. И его книга “Почему я верю в Бога” показывает, что он этими чувствами воспользовался вполне, демонстрируя при этом глубочайшую степень незнания и непонимания современной науки. Приведу только один пример. На стр. 149 читаем: “…квантовая механика базируется на “угаданных” уравнениях Гейзенберга, Шредингера, Клейна-Гордона, Дирака и других. … Интересный штрих: Дирак “угадал” математическое уравнение электрона — Нобелевская премия; Борн дал ему соответствующее статистическое толкование — опять Нобелевская премия”. Действительно, штрих интересный и весьма характерный для стиля Вейника. Дело в том, что из всех перечисленных учёных именно Дирак вывел своё известное уравнение, впервые соединив методы квантовой и релятивистской механики. При этом как раз выяснилась определенная непоследовательность такого соединения, в частности потому, что функция, удовлетворяющая этому уравнению, как раз и не допускала статистической интерпретации, которую Борн предложил для уравнения Шредингера.

Трудно передать то чувство, которое охватывает профессионала, когда на той же странице читаешь безграмотную критику представлений теории относительности. Только традиционное для нашей культуры уважение к статусу усопшего не позволяет писать соответствующий комментарий.

Я и мои коллеги приветствуем стремление редакции разобраться в сути вопроса. Поэтому мы готовы дать исчерпывающие разъяснения по любому конкретному физическому вопросу читателям газеты и вне связи с “теорией” Вейника. Но его последняя книга заслуживает тщательного богословского анализа, а, возможно, даже совместного анализа физиков и богословов.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что православная церковь, в отличие от католической, никогда, насколько мне известно, не прибегала к естественнонаучной аргументации для доказательства своих постулатов. Думается, что особенно неуместно это делать сегодня да еще с использованием весьма сомнительных источников.

Наша общая задача защищать свои “канонические территории” от разных ересей во благо нашего народа и в соответствии с высоким предназначением Церкви и Науки.

Поздравляю всех читателей “Царкоўнага слова” со светлым праздником Рождества Христова и Новым годом. Желаю всем в Новом году любви, веры, надежды и, конечно, мудрости.

Евгений Аркадьевич Толкачев, профессор, доктор физико-математических наук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04