Почему пятница 13-го несчастливый день?

Главная / Экстрасенсорика, магия и целительство / Почему пятница 13-го несчастливый день?

Для оккультистов и эзотериков “самой убедительной с исторической точки зрения выглядит версия о происхождении дурной славы этого дня, связанная с событиями 13 октября 1307 года. Именно в этот день, а именно в пятницу, 13-го, при поддержке короля Франции Филиппа IV Красивого папа Римский Климент V, давно мечтавши заполучить богатства ордена тамплиеров и уничтожить их, устроил настоящую бойню. Множество рыцарей этого ордена в тот день были схвачены, обвинены в ереси и сожжены на кострах или замучены”. (Источник) Ещё бы! Этот сюжет если не запустил, то сделал широко известным их коллега: французский оккультист-эзотерик Роберт Амбелен1См.: Амбелен Р., Тайный внутренний круг тамплиеров.

Много лет кряду из источника в источник повторяется рассказ о массовом аресте тамплиеров в пятницу 13 октября 1307 года. Но, во-первых, никому в голову не пришло проверить день по календарю. Как оказалось 13 октября в 1307 году пришлось не на пятницу, а на четверг.

Во-вторых, до начала 20 века примета, связанная с пятницей 13-го, не фиксируется. Зато по источникам выясняется, что существовали отдельно два народных суеверия: вера в несчастливую пятницу, и в негативное значение числа “13”.

Дурной славе пятницы немало способствовал известный как в Европе, так и на Руси апокриф “Сказание о 12-ти пятницах”. На Руси ходило 2 редакции: “Сказание Ельферия о двенадцати пятницах” и “Поучение, иже во святых отца нашего Климента, папы Рымского о дванадесятницах“.

Поучение Климента о 12 пятницах. Рукописный текст 19 века из Собрания Синодальной библиотеки.

Согласно апокрифу самые трагические события в священной истории происходили по пятницам: от падения прародителей до убийства Иоанна Предтечи и распятия Христа. Апокриф выделяет приуроченные к трагедиям 12 Пятниц в году, которые следует особо почитать постом, сексуальным воздержанием и оставлением хозяйственных дел. За непочтение сулятся несчастья. Таким образом, у пятницы складывается репутация дня дурного, начатые дела в который ведут к неприятностям.

Хотя у восточных славян пятница была традиционным торгово-ярморочным днём, но ряд работ хозяйственных выполнять запрещалось. Народ верил, что за работу в пятницу Бог может лишить даже вечной жизни.

Как ни странно, истоки такого почитания пятниц кроются в европейских дохристианских культах, где пятница была днём особого поклонения богам, подобно иудейской субботе и христианскому воскресению. В этот день рекомендовалось избегать работ по хозяйству, а сосредоточиться на культовых церемониях, дабы не потерять благорасположение богов. В народном славянском христианизированном язычестве идея о праздничности пятниц и воскресений (древне-русское: недѣля) приняло оригинальную форму. Во-первых, в дохристианском язычестве богиней пятницы была Мокошь (аналог скандинавской Фрейи, о которой сказано ниже). В эпоху христианизации она принимает имя святой Параскевы ( с греческого “параскева” — пятница). Одновременно “недѣля” (как день седмицы) персонифицируется в образе святой Анастасии. Поскольку имя это происходит от греческого слова, означающего воскресение, а каждая “недѣля” в церковном календаре это малая Пасха: воспоминание воскресения Христова. Между новыми мифологическими персонажами народная фантазия устанавливает родственные связи: Параскева — мать Анастасии (Пятница — мать Недели).

Обе следят за соблюдением праздников и запретов работать в них. В случае нарушения табу могут наказать семидневной (по белорусским поверьям) или даже смертельной (по украинским верованиям) болезнью…

В символике 13-ти тоже много удручающего. В древности была распространена не десятеричная, а двенадцатеричная система счисления. На практике она удобнее. 10 ровно делится только на 2 и 5. А 12 делиться на 2, 3, 4 и 6. Что соответствует популярным в бытовых расчётах понятиям половины, трети, четверти и шестины. Даже одним большим пальцем руки можно пересчитывать фаланги остальных четырёх пальцев, коих ровно 12.

Поэтому 12 легко стало символом Божественных полноты, гармонии, совершенства. Небесная сфера была разделена на 12 знаков зодиака, день и ночь на 12 часов, год получил 12 месяцев… В английском счислении мер до сих пор дюйм это 1/12 фута…

А 13 уже нарушает гармонию и потому олицетворяет хаос, или силы, сопротивляющиеся Божественному. К средневековью складывается прочная ассоциация числа 13 с тёмными силами.

Как же в представлении средневековых христиан Христос и 12 апостолов?! Так ведь эта история закончилась несчастливо: предательством Иуды. А ко времени избрания на место предателя другого апостола Христос уже вознёсся.

Это только укрепило дохристианские верования европейцев о том, что собрание из 13 персон несет несчастье. Его основой был эпизод из скандинавской мифологии, когда злой бог мошенник и манипулятор Локи незванно ворвался в Вальхаллу, где пиршествовали 12 богов, и спровоцировал убийство благородного Бальдера.

Кроме того, в древнем Риме пятницы была днём казней. Позднее в Британии — днём палача. Не потому ли 13-й старший аркан в картах Таро это Смерть?

Но как оба поверья объединились в одно: в пятницу 13-го? Пожалуй впервые “пятницу” и число “13” сводит вместе, пусть и косвенно, одна из европейских легенд. У скандинавов пятница это день богини брака и плодородия Фрейи. Так что сам по себе день у тевтонских народов считался счастливым. Но уже в христианской Европе Фрейя демонизируется. Возникает легенда о том, что она предстала в один из шабашей перед собранием из 12 северных ведьм. Видимо, это сказание легло в основу понятия о “чёртовой дюжине”.

Само слово “дюжина” на Руси появляется где-то с 18 века под влиянием французского (douzaine) или итальянского (dozzina) языка. Восходит оно к латинскому duo[+]decim: “два [на] десять” — двенадцать. К этому времени уже бытует прочное поверье, что в “каноническом” шабаше участвуют 12 ведьм под председательством чёрта.

Но восприятия “пятницы 13-го” как особого несчастного дня всё еще не прослеживается.

Впервые вместе названные символы несчастья сопоставлены в биографии 1869 года итальянского композитора Джоаккино Россини:

“[Россини] до конца своих дней был окружён любовью и сочувствием друзей. И если правда то, что он, как многие итальянцы, считал пятницу днём неудачи, а тринадцать — числом неудачи, примечательно, что умер он в пятницу, 13 ноября”.

Дальнейшему углублению связи пятницы и 13 числа способствовал Роман Томаса Лоусена “Пятница, тринадцатое”, вышедший в конце 1907 года.

Примерно с этого времени пятница и 13 число начинают прочно восприниматься как совместная примета.

Уже в в 1908 году New York Times публикует заметку с фразой в лиде: “Пятница 13-го не пугает сенатора Оуэна”2Текст заметки полностью. Хотя ещё в начале 1907 года в масштабном исследовании суеверий среди студентов верования о пятнице и о числе “13” воспринимаются как независимые3Dresslar F. B. Superstition and education. — Harvard: The University Press, 1907.

С тех пор суеверное представление о пятницах 13-го так укоренилось в культовой среде общества, что не покидает топ самых распространённых суеверий Мира. Более того, страх перед ними может принять болезненные, в медицинском понимании, формы. Называется это параскавидекатриафобия. Здесь “параскави” указывает на пятницу, “декатриа” на “13”, а “фобия” на страх. Впрочем, существует и отдельное название для боязни числа 13 вне связи с пятницей: тердекафобия, или трискайдекафобия.

А смекалистые соотечественники из Гродно молодцы: сами фобиями не страдают и других лечат. Мне как практическому сектоведу их бесплатно отрекламировать не жалко!

Афиша акции 2015 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04