Правда о модной мантре Генеши на благополучие и устранение преград

Главная / Культы восточной ориентации / Правда о модной мантре Генеши на благополучие и устранение преград
Поделиться

Экзотика всегда пользуется неизменным спросом на рынке духовности. “Восточный” на латинском orientalis. Поэтому новые формы духовной экзотики, притязающие на связь с восточными религиозными традициями, называют неоориентализмом. Существует множество интернет-ресурсоа по духовным практикам, йоге, и прочей сублимированной неоориенталистской духовности, которые без устали сеют в головы интересующихся восточными традициями… Впрочем, что сеют сделаете для себя вывод сами, после того как мы на примере “Маха-мантры Ганеши” посмотрим насколько корректно и близко к первоисточникам подаётся на таких сайтах информация о восточной религиозности.

Для сравнения заходим на типичный неоориенталистский ресурс Asana-Shavasana, который о себе сообщает следующее:

“Портал asana-shavasana.com поможет вам погрузиться в мир йоги, здесь вы найдете интересные и полезные статьи о медитациях, пранаямах, техниках выполнения различных асан, и, конечно же о смысле и философии йоги.

На этом сайте собраны советы и рекомендации как для начинающих йогов, так уже и для продвинутых практиков”.

Новый миф о старой мантре

Находим публикацию: “Мантра Ганеши: значение, преимущество“. Речь пойдёт вот о чём (орфографию авторов нигде не исправлял):

“Ом Гам Ганапатайе Намаха – санскритская мантра, которая посвящена индийскому богу Ганеша (также известного как Ганапати) с головой слона”.

Я не случайно обратил внимание именно на эту мантру. Она сегодня очень популярна у любителей духовных практик эзотерического извода из-за привлекательного позиционирования:

“Предполагается, что мантра Ганеши устраняет любые препятствия, приносит успех, а также помогает обрести знания и мудрость.

Люди используют эту мантру, когда они готовы к чему-то новому в своей жизни. Это может быть новая работа, новые отношения, бизнес, либо просто начало нового дня. Это мощная мантра для устранения препятствий, негатива и страхов”.

Или так:

“Считается, что мантра лучше всего подходит для любого нового дела. Поклонение Господу Ганеше приносит процветание, удачу и успех в выполнении любой новой задачи.

Регулярное повторение мантры активизирует ум и различные чакры – это приводит к улучшению кровообращения и обмена веществ.

Приносит мир и счастье в жизнь человека. Убирает врагов с пути.

Она вносит понимание и ясность в жизнь и деятельность. Помогает видеть пути для достижения своих целей.

Сказано, что повторение мантры Ганеши устраняет страх из ума и сердца.

Освобождается вся заблокированная энергия в теле.

Если вы сталкиваетесь с проблемами в любых отношениях, вы можете произносить эту мантру, чтобы избавиться от проблем и сделать отношения здоровыми.

Ганеша-мантра работает, искореняя зло и благословляя преданного успехом, изобилием, и никакое зло не сможет войти в ум или дом преданного, который практикует эту мантру”.

Но как, собственно, переводится эта мантра, что значит? Вот что сообщает сайт:

“Ом” – приветствие
“Гам” – Ганеша или тайная сила звука имени Ганеша
“Ганапатайе” – другое имя Ганеши, символизирующее разрушитение препятствий
“Намаха” – признание Ганешы Высшим Существом”

И всё это безапелляционно и голословно: без ссылок, без пруфов, без указаний источников… без разъяснения контекста.

Правда о мантре по первоисточникам

Мантру Ганеши не выдумали неогуру. Она упоминается в “Шри Ганапати-атхарва-ширша-упанишаде“* (Сокращённо: Ганапати-упанишада). Это философско-ритуальный шиваистский трактат, примыкающий к “Атхарваведе” (одной из 4-х Вед).

Именно эта упанишада описывает некоторые подробности произношения и употребления мантры.

Вообще в рамках Шиваизма Ганеше поклонялись по крайней мере с 5-го века. Здесь он получил имя Ганапати, что означает: “повелитель ганов”. Ганы это члены свиты Шивы из 9 классов низших божеств (адитьи, вишвы, васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, садхьи, рудры), возглавляемые Ганешем.

А где-то между 6-м и 9-м веками возникает самостоятельная школа “Ганапатья”. Её представители поклонялись Ганапати уже как Парабрахману: то есть Высшему Брахману, находящемуся за пределами любых описаний. В этой секте Ганапати даже приписывают эпитет Парамешвара (Высшее проявление Бога), который в традиционном Шиваизме используется для Шивы.

Так вот, “Ганапати-упанишада” выражает эту философию, отождествляя Ганеша (под именем Ганапати) с полнотой и истоком бытия, с Брахманом во всех его пантеистических проявлениях.

Ты воистину есть То. Ты – единственный Создатель. Ты – единственный Вседержитель. Ты – единственный Разрушитель. Ты воистину это всё, Ты – Брахман. Ты воистину есть Атман.

Первые 12 стихов упанишады составляют собственно ритуальный молитвенно-заклинательный текст, включающий Ганапати-мантру: “адхарва-ширшу”. И в нём подробно “разжёвано” как верно произносить мантру:

Cначала произносится согласная га, затем – первая из гласных (т.е. а) и носовой звук в образе полумесяца с анусварой. Вместе с тара-мантрой (т.е. Ом) эти звуки образуют форму мантры (т.е. Ом гам) [Ганапати].
Cлог га – первая, слог а – средняя, носовой звук – последняя, и бинду – окончательная ее части, нада же – их соединение вместе. Такова мантра (видья) Ганеши.

Риши [этой мантры] – Ганака, метрический размер – нричад-гаятри, божество – Шри Махаганапати. [Полная форма мантры:] Ом гам Ганапатайе намах (“Ом гам. Поклонение Ганапати”).

В принятой латинской транскрипции мантра пишется так: auṃ gaṃ gaṇapatāye namaḥ.

Подлинное значение её таково:

Мантра-слог “auṃ” (ом, аум) в ведийской традиции считается первым проявлением неявленного Брахмана перед началом Мироздания, а также имеет множество частных символических трактовок в различных индуистских школах.

“Гам” это так называемая биджа-мантра (семенная мантра). Она никак не переводится. В тантрической традиции биджа-мантры есть практически у каждого божества, а то и по несколько. Практически все биджа-мантры, начинающиеся на ग् (Г) посвящены Ганеши. Они могут читаться как самостоятельно, так и в составе других мантр.

Ганапати — мы уже знаем, что означает это одно из имён бога Ганеши.

“Нама(х)” (перев.: поклон) выражает приветствие и поклонение и родственно традиционному индийскому и непальскому приветствию: “намасте” (перев.: “поклон тебе”).

В этой же упанишаде описывается и польза, ожидаемая от практики мантры Ганеши:

“Кто так на эту атхарваширшу медитирует, тот единства с Брахманом достигает. Он повсюду будет счастлив. Он никакими препятствиями не будет ограничен. Он от пяти великих и пяти малых грехов избавится. Вечером так медитируя, он устраняет грех, совершенный днем. Утром так медитируя, он устраняет грех, совершенный ночью. Тот, кто трижды в день (во время трех сандхья) так медитирует, тот безгрешным становится и обретает добродетель, благополучие, наслаждение и освобождение”.

Правда не так по-светски и не так материалистично звучит, как в “заманушке” сектантского сайта! Главное здесь это соединение с Брахманом и освобождение от кармических следствий проступков. Едва ли тут есть обещание непременно завалить материальными благами. Скорее тут о том, что человек, пребывающий в Боге счастлив везде: и во дворце, и в хижине. И никакие внешние факторы не являются препятствиями, ограничениями для его духовного роста и духовной свободы. Что-то подобное есть у христианского поэта Александра Солодовникова:

“Решетка ржавая, спасибо,
Спасибо, старая тюрьма!
Такую волю дать могли бы
Мне только посох да сума.
Мной не владеют больше вещи,
Все затемняя и глуша.
Но солнце, солнце, солнце блещет
И громко говорит душа…”

Да, никакие внешние силы не могут служить препятствием для духовного роста как только ты находишь подлинную связь с Богом.

Но в век Потребления и сублимированной духовности акценты древних религиозных практик смещаются на благополучии именно в его материально-утилитарном значении. И Ганеша превращается прежде всего в покровителя богатства, достатка и жизненного успеха… А духовность… Ну, она как-нибудь сама собой приложится… Тем более, что нынешний потребитель духовного фастфуда ищет отнюдь не растворения в Брахме ради избавления от такого бедствия как колесо перевоплощений, но овладения некими сверхсилами, которые бы обеспечили ЛИЧНОСТНЫЙ рост и помогли как можно лучше устроиться в этой жизни. Да и в будущем воплощении получить какое-нибудь теплёнькое привилегированное местечко…

Но есть одно “но”. На сектантском сайте пишут: “Не существует строгих правил о том, когда и как читать Ганеша-мантру”. Это ложь.

В Шиваитской традиции существует целый корпус литературы, описывающей как правильно читать определённые мантры. Не из праздности упанишада, в частности, сообщает, что у Ганеша мантры “метрический размер – нричад-гаятри”. Ведь правильный ритм, соответствующий именно этой мантре, чрезвычайно важная деталь при её использовании. А ещё нужно правильно сориентироваться по сторонам света, использовать подходящие мудры, знать нужные ритуальные действия… Есть и такие условия, меняя которые от одной и той же мантры мы получим разный эффект:

Тот, кто желает чего-либо, достигнет этого тысячекратным прочтением полностью [этой атхарваширши]. Тот же, кто [с этими мантрами] совершит абхишеку образа [Ганапати], тот будет красноречивым. Тот, кто в день чатуртхи, сосредоточив свой ум, выполнит джапу [этих мантр], тот станет обладателем знания. Так гласит поучение Атхарвана: “Направляющийся к Брахману никогда не испытывает страха”. Тот, кто пожертвует побеги дурвы, тот [в богатстве] превзойдёт самого Вайшравану. Тот, кто пожертвует поджаренные зёрна, тот станет весьма прославленным, тот станет весьма мудрым. Тот, кто пожертвует тысячу сладостей модака, тот обретёт желанный плод. Тот, кто пожертвует [с этими мантрами в священный огонь] поленья и очищенное масло, тот всего желаемого достигнет. Тот, кто принимает [у себя дома c целью чтения этой атхарваширши] восьмерых брахманов, тот своим сиянием станет подобным Сурье. Тот, кто при затмении солнца, [стоя по пояс] в большой реке или вблизи образа [Ганапати] делает джапу [этих мантр], тот обретёт совершенство в мантрах, все великие преграды преодолеет, от всех великих недугов избавится.

Упанишада не даёт исчерпывающих детальных описаний ритуалов и условий использования мантры. Эти знания посвященный получает от своего гуру. Вот почему упанишада предостерегает:

“Эту атхарваширшу не следует давать не ученику. Тот же, кто в заблуждении даст ее [тем, кому не следует давать], тот будет грешником” .

А в другом шиваитском трактате “Мантра-биджа-бхидхане” есть ещё более грозное предупреждение для тех, кто берётся за чтение мантр, не имея посвящения:

“Всякий, читающий эти мантры без знания, даруемого гуру, уже в этой жизни потеряет всё, его родители будут болеть, а дети забудут о нём”.

Но об этом вы не прочтете ни на одном сектантско-эзотерическом сайте, рекламирующем мантромедитации!

_______

*”Шри” (перед именами) — “господин”; уважительный эпитет, равносильный: “почитаемый”, “святой”. Ганапати — владыка ганов: см. пояснение далее по тексту. Адхарва-ширша — имеется ввиду: ритуальный текст, относящийся к Адхарва-веде. Упанишад (санскр.: “сидеть внизу, около”— как бы сидеть у ног гуру, получая наставления) — религиозно-философская экзегетика Вед.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04