Религии любви: Христианство V&S Кришнаизм

Главная / Культы восточной ориентации / Религии любви: Христианство V&S Кришнаизм

И христианство и бхакти-служение Кришне называют религиями любви, а Бхагавад-гиту именуют даже «индийским евангелием».

Издалека так оно всё и выглядит. И там, и там – личностный Бог. И там, и там декларируется, что залогом спасения (освобождения) являются не ритуалы, не жертвы, не психофизиологические йога-практики, а отношения любви между Богом и человеком.

Увы, как часто бывает, “чисто писано в бумаге, да забыли про овраги“. То, что в «Международном обществе сознания Кришны» именуют “Божественной любовью” является чуть ли не полным антонимом тому, что тем же термином выражает христианство.

Это видно даже при беглом сравнительном анализе:

  1. И христианский Бог и Кришна оба представлены средоточием и источником любви.

Однако Бог Библии (и Христос как воплотившийся Бог по библейско-христианскому учению) нравственно безупречен, а Кришна проявляет свойства как нравственного добра, так и зла в непревзойдённой степени:

“И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине”.
(1Иоан.1:5,6)

“Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”.
(Иоан.8:12)

“Кто из вас обличит Меня в неправде?”
(Иоан.8:46)

“И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха“.
(1Иоан.3:5)

“…Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха“.
(Евр.4:15)


“Во вселенной существует множество мошенников разного рода. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну, Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным , чем любой простой человек. Если Кришна решил обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве” (комментарий на: “Бхагавад-Гита”, глава 10, текст 36)

“Господа Шри Кришну иногда описывают как вора. Среди Своих чистых преданных Он славится как Макхана-чора. Во Вриндаване ребенком Он воровал у соседей масло. С тех пор Он слывет вором. Но хотя всем известно, что Он вор, Ему поклоняются как вору, тогда как в материальном мире за воровство наказывают, а не прославляют. Так как Он – Абсолютная Личность Бога, к Нему приложимо все, и все же, несмотря на все противоречия, Он остается Верховной Личностью Бога.” (Комментарий Прабхупады на Шримад-Бхагаватам, 1.10.19)

“Бывает, что, если Им [маленьким Кришне и Балараме] не удается украсть масло и йогурт, Они от досады мочатся или плюют на чисто вымытый пол. Ты только посмотри, как твой сын слушает наши жалобы!” (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – Кришна. Верховная Личность Бога, ГЛАВА 08. Видение вселенской формы)

Эта мысль восходит к традиционному пантеизму, объявляющему что Божество объемлет собой всё и присутствует во всём. Нравственное добро и зло не исключения. Вполне выразительно эта мысль звучит у другого известного проповедника Индуизма на Западе Свами Вивекананды (поклонника кровавой богини Кали):

“Кто может утверждать, что Бог не может проявлять себя в виде Зла, как и в виде Добра? Но только индуист осмеливается поклоняться Ему как Злу”.

В кришнаизме Прабхупады это учение о нравственной двойственности Божества приводит в практической плоскости к нравственному релятивизму. Погружённый в сознание Кришны “преданный”, как и его бог, находится по ту сторону добра и зла. Потому на кармической судьбе бхакти не отражаются даже самые нравственно мерзкие поступки, ибо в своей причастности Кришне он уже свят по природе (“Шримад Бхогаватам”, песнь 1, часть 2, глава 17, комментарий к тексту 14):

“Бхагавад-Гита как она есть” :

Глава 2, комментарий к тексту 41: “У того, кто пребывает в сознании Кришны, вся деятельность протекает на абсолютном уровне, ибо над ней больше не довлеет двойственность добра и зла”.

Глава 3, комментарий к тексту 19: “Действия в сознании Кришны трансцендентальны по отношению к последствиям как добрых, так и злых дел”.

Глава 18, текст 17: “Кто не руководствуется ложным эго, и чей разум свободен, тот, даже убивая людей в этом мире, не убивает и поступки его не имеют для него последствий “.

Глава 18, комментарий к тексту 17 : “Любой человек, действующий в сознании Кришны, даже убивая не совершает убийства как и не затрагивается он последствиями такого поступка”.

Глава 18, комментарий к тексту 13: “Действия, выполненные в сознании Кришны, под Его руководством изнутри, не влекут за собой последствий ни в этой жизни, ни в жизни после смерти”.

Глава 18, комментарий к тексту 14: “Достигшие совершенного сознания Кришны в конечном итоге не ответственны за свои действия. Все зависит от высшей воли…”.

Глава 9 текст 30: “Даже если человек coвершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником”.

“Шри Йшопанишад”:

С.66, Мантра 2: “Искренний преданный может быть дурачарой, то есть человеком небезупречного поведения, и тем не менее его следует считать чистым, так как он стоит на верном пути… Даже если Его поступки иногда могут показаться греховными, они все же являются чистым благом, ибо грех не может затронуть Господа”. 

Что значит это для духовной жизни конкретного последователя МОСК? То, что в догматике гаудия-вайшнавизма Прабхупады он не находит опоры для совершенствования в нравственном добре, венцом которого, конечно, является любовь. В итоге духовная жизнь подменяется внешним исполнением предписаний культа. А “духовное развитие” проявляется не в том, что ты всё более способен противостоять приступам раздражительности, агрессии, лукавства… в адрес окружающих вне зависимости от их убеждений, не в том, чтобы всё больше и больше проявлять к ним деятельной любви и помощи, а в том, чтобы всё больше и больше брать на себя культовых нагрузок (больше кругов джапа-медитаций, вовлечение во всё большее количество сфер деятельности культа, в распространение всё большего числа литературы на санкиртанах и т.п.). Попробуйте случайно прервать “духовное занятие” такого “духовно развитого” человека и можете встретить сдерживаемое, а то и не сдерживаемое раздражение.

Для сравнения, в православном культе духовное развитие видится несколько иначе. Тут любовь превыше любых аскетических, исповеднических подвигов, любых духовных даров и духовных упражнений, даже молитвы (поскольку вся духовная жизнь видится как обучение истинной любви, лишённой примеси греха):

“Если когда поешь песнь молитвы Богу, брат придет и постучится в дверь келлии твоей, не предпочти дела молитвы делу любви, призрев стучащегося к тебе брата: ибо это не любезно Богу. Он желает от тебя в сие время елея любви, а не жертвы молитвы. Почему оставя дар молитвы, дай брату беседу любви и удовлетвори его желание. Потом, возвратившись, принеси дар твой Отцу духов со слезами и сокрушенным сердцем, и дух правый обновится во утробе твоей”. (Пеподобный Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума, ст. 75 // Добротолюбие, Т.5.)

“Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего”. (1Иоан.4:20,21)

“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы”. (1Коринф.13:1-3)

2. Любовь христианского Бога и Кришны проявляется в их земном воплощении.

Однако, любовь Бога христиан проявляется в Его жертвенном служении людям, в Его воплощении и смерти ради их спасения. А любовь (?!?) Кришны в том, что он учит и позволяет любить себя.

“Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою” (1Иоан.3:16)

“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.” (Иоан.3:16)


“Еще один признак любви Кришны к обусловленным душам проявляется в том, что Он лично приходит как Чайтанья Махапрабху, чтобы распространять редчайший дар чистой любви к Себе.” (Любимые дети Бога (ноябрь 2007 года) // Дневники Шачинанданы Свами)

[Другими словами: признак моей любви в том, что я позволяю тебе себя любить?! Это ли не чистейший пример эгоизма!]

«Господь сразу даёт нектар чистого преданного служения, которое трудно обрести, даже слушая послание Господа, созерцая Божество, выражая почтение, медитируя или следуя другим духовным путям. Эта Верховная Личность Бога, Господь Гаурахари – мое единственное прибежище» (Чайтанья-чандрамрита, текст 77)

[Другими словами, моя любовь проявляется не в моём служении возлюбленной, а в том, что я “облагодетельствовал” её возможностью преданно мне служить?! Не напоминает ли это аналогичную логику “наизнанку”: всем кому я должен, я всем прощаю!”]

Учитывая, что Кришна (как было показано выше) абсолютно искусен как в добре, так и во зле, учитывая, что он вообще за пределами нравственной двойственности, ничего аномального в эгоизме “Верховного наслаждающегося” для индуистского сознания нет. Однако европейское сознание, воспитанное всё-таки на христианском представлении о добре и зле, воспалённый эгоизм Кришны смущает. Поэтому европейские апологеты Кришны отвечают примерно так: “Кришна наслаждается служением себе, давая наслаждение другим, поэтому не такой уж он эгоист”.

Но ведь этой формулой можно описать и деятельность наркоторговца: получая выгоду для себя, он одновременно даёт наслаждение другим. Так неужели и наркоторговля – светоч любви и заботы?!

Конечно нет, потому, что наркотик на самом деле губит человека: отнимает у человека всю его жизнь, его отношения, его социальное, психологическое и нравственное благополучие. И ради этого наслаждения наркоман готов пренебречь  нормами морали и закона.

Но ведь и служение Кришне ведёт к аналогичным “вершинам духовного совершенства”:

“Отождествление себя с интересами своей семьи, общества или страны является расширенным эгоизмом. Все ложные отождествления должны быть отброшены. Мы не должны являться ни эгоистичными, ни погруженными в расширенный эгоизм личностями. Все виды чужеродного загрязнения должны быть полностью убраны из наших представлений о собственном “я””. (Шри Чайтанья Сарасват Матх, Любовный поиск потерянного слуги)

[Удивительно, как деятельная любовь к семье, обществу клеймиться “эгоизмом”, а самый замшелый эгоизм, преследующий собственное наслаждение наркоти… Кришной – и плевать на всех и всё! – объявляется подлинной любовью.]

Тексты традиции Прабхупады о “безпоследственности” для бхакти того, что в обществе называется мерзостью, грехом, преступлением мы давали выше. Но Прабхупада тут просто ретранслирует установки собственных учителей. Так, идеал бхакти в описании Шрилы Бхактивинода Тхакура неотличим от портрета наркозависимого, готового на воровство и убийство в поисках вожделенной дозы:

“Лучшие из праведников те, кто оставляют позади все формы долга, которые Я Сам рекомендовал в Писаниях для обычных людей… В обществе необходимо соблюдать законы, но также бывают ситуации, когда нужно преступить закон из верности царю… Я дал некоторые наставления для обычных людей: делать то, не делать это, не преступать такой-то закон и т.д. Но если кто-то ради Меня идет на риск совершая грех, то он должен считаться самым лучшим из всех Моих преданных… Всецело преданные Мне души уже пересекли все пределы дхармы, стандарты долга, пошли на риск, полностью отдавшись служению Мне… и вошли в любовное служение Мне, отвергнув как благочестие, так и греховность”. 

Итак, Кришна может потребовать от бхакти отказа от всего, вне служения Кришне. А от чего отказывается сам Кришна ради любви к преданным? Ни от чего. Значит, нет никакой жертвы любви со стороны Кришны. Обычный прагматичный “бартер”: служение в обмен на наслаждение. Причем, очебвидно в пользу Кришны, который не теряет ничего, в отличие от бхакти:

“В Шримад-Бхагаватам(10.47.61.) Уддхава говорит следующее:

“Гопи Вриндавана отвергли своих мужей, детей и свои семьи, от чего очень трудно бывает отказаться, и пожертвовали даже своими религиозными принципами ради того, чтобы принять прибежище у лотосных стоп Кришны, к которым стремятся даже сами Веды1Это, конечно, ложь. В Ведах бог Кришна не упоминается вообще.…”” (Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж, Любовный поиск потерянного слуги, гл. 6. Бог как ребенок)

Для сравнения, православные каноны воспрещают даже ради монашества уходить от супруга или супруги (если только нет взаимного согласия, конечно). Также запрещено постригать в монахи тех, кто имеет несовершеннолетних детей.

3. Любовь Христа целомудренна, а “любовь” Кришны развратна, прелюбодейна и граничит с сексуальными извращениями.

Во-первых, Кришна многожёнец. Об был женат на Сатьябхаму, Калинди , Митрабанде , Сатья , Бхадра , Лакшману, Рукмини. Мало того: “Царь Уграсена браком по ведийскому закону немедля сочетал шри Кришначандру джи и тех шестнадцать тысяч сто царевен, которые еще не состояли в браке”. (Эдуард Шюре, Легенды о Кришне. Жизнь и учение) Всего у Кришны насчитывают 16 108 жён.

Во-вторых, Кришна прелюбодей. “Одно из сомнений Махараджи Парикшита заключалось в следующем: Господь Кришна, Верховная Личность Бога, пришел в этот мир, чтобы возродить устои религии. Почему же тогда Он под покровом ночи встречается с чужими женами, танцует с ними, наслаждается их объятиями и поцелуями? С точки зрения Вед это недопустимо. Кроме того, когда гопи пришли к Кришне, Он сначала велел им возвращаться домой. По ведическим нормам созывать чужих жен или юных девушек и танцевать с ними непозволительно. Почему же Кришна сделал это? Веды категорически запрещают мужчине вступать в интимные отношения с женщиной, если она не является его женой. Отношения Кришны с гопи как будто бы нарушают эту заповедь. ” (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Кришна, гл. 33 Описание танца раса)

Кстати, в своей апологии прелюбодеяний Кришны Пабхупада оправдывает их… обманом. “Так называемые мужья гопи уже находились во власти внешней энергии Кришны, и эта энергия не позволяла им понять, что их жены ушли танцевать с Кришной. А если так, какие могут быть основания обвинять Кришну в том, что Он танцевал с чужими женами?” Получается что-то вроде того, что раз Кришна обманщик, то какой же он прелюбодей!

В-третьих, если вспомнить, что в историях о сексуальных играх гопи по 12-14 лет, а Кришне 5-8 лет, то их сексуальные отношения граничат с педофилией и геронтофилией.

Также в описании этих игр Кришна присутствуют следы вуайеризма2Вуайери́зм (фр. voyeurisme; от фр. voir «видеть») или визиони́зм — сексуальная девиация, характеризуемая побуждением подглядывать за людьми, занимающимися сексом или «интимными» процессами: раздевание, принятие ванны или душа, мочеиспускание. (Википедия) (вспомним как Кришна украл у купающихся гопи одежду и заставил выйти из воды, не прикрываясь руками, или как Радхани любила подсматривать за половым актом Кришны с другими партнёршами, получая при этом ещё большее наслаждение, чем при личном акте с ним), свингерства и сутенёрства (вспомним как Радхарани не ленилась использовать множество “трансцедентальных уловок”, чтобы затащить в постель к Кришне своих подруг, хотя те “не рассчитывают на личное внимание со стороны Кришны”).

В-третьих, в любовно-нравственном облике Кришны присутствует и трансвестизм. “Поскольку Кришна не смог изведать пределы потенции наслаждения Радхарани, Он решил принять на Себя роль Радхарани, и таким соединением Радхарани и Кришны является Шри Чайтанья Махапрабху”. (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Учение Шри Чайтаньи)

В-четвертых, и это видно из только что приведенной цитаты, где Кришна берет роль своей любовницы, чтобы насладиться собой же, в его образе явственно проступает симптоматика нарциссического расстройства личности (аутоэротизма, аутофилии). “В «Лалита-мадхаве» Рупы Госвами говорится: «Однажды Кришна случайно увидел отражение Своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу. Увидев это отражение, Он так выразил свои чувства: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее! Хотя это Я Сам, все же, вслед за Радхарани, Я пытаюсь обнять Свое отражение, чтобы насладиться небесным блаженством!»” (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Нектар преданности)

Настолько неприкрытая развращённость и сексуальные девиации Кришны смущают даже его последователей. Для того, чтобы как то это объяснить даже самим себе придумана красивая, но совершенно бессодержательная формула: “Это всё в трансцендентальном смысле!” Но ни сам Прабхупада, ни его последователи не могут объяснить, как физические процессы, описанные в этих эпизодах с реалистичными подробностями, могут являться трансцендентальными: т.е. находящимися вне физического мира.

В любом случае, разница между христианином и кришнаитом в том, что христианин может следовать фразе апостола Павла: “Подражайте мне, как я Христу” (1Коринф.4:16), а кришнаит нет.

Поэтому покинув МОСК, бывшая последовательница Прабхупады с облегчением писала:

“Обнаружив, что Кришна не Бог, я неожиданно поняла, что больше не обязана давать объяснения окружающим по поводу этой самой «прискорбной развращенности и достойной сожаления нечистоты»3Имеется ввиду мысль британского индолога и санскритолога, профессора санскрита Оксфордского университета, автора одного из наиболее популярных и широко используемых санскритско-английских словарей сэра Монье Монье-Вильямса: “Да, после того, как я в течение всей жизни изучал религиозные книги индуизма, я чувствую необходимость публично выразить своё мнение о них. Обычно они начинаются многообещающими проблесками истины и света и случайными возвышенными идеями, пришедшими из источника всей истины и всего света, но оканчиваются прискорбной развращенностью и достойной сожаления нечистотой”. индуизма. Это был неожиданный бонус. Знаете, это как тяжелый рюкзак снять после нескольких часов пути. Рюкзак набитый тяжелым липким стыдом.

Такое счастье, не отвечать на вопросы: «Что это за икона такая, на которой Чиннамаста стоит ногами на совокупляющихся Радхе и кришне?» «И кто отрубил ей голову?» «И почему она пьёт собственную кровь ртом своей отрубленной головы?» Вернее, теперь я отвечаю вопросом на вопрос: «Да что там Чиннамаста! Вас не смущает что кришна (которого некоторые считают Верховным Богом) совокупляется? Да ещё и в присутствии людей, словно макака (иконы ведь для людей пишутся)»

Мне не нужно больше, внутренне сжимаясь от стыда, говорить что-то про гуны, под влиянием которых находятся те, для кого индусы написали эту мерзость. Про то, что это не вайшнавский образ, а шактистский. И прочий бред. Разбирайтесь сами. Читайте книги. Ищите в интернете.
Мой Бог не совокупляется и Его никто не попирает ногами”. 
(Татьяна Чехова, Бремя стыда)

Впрочем, самого Прабхупаду не смущала даже бхакти-проституция:

“Ведическая система была так хороша! Когда я был ребенком, такая была прекрасная атмосфера благодаря Радха-Говинде. Каждый женатый человек должен был создавать такую атмосферу. Это было во всей Калькутте. В Калькутте было множество роскошных проституток, вайшнави. Они были не замужем, но их содержали большие люди. Был такой храм, Кнач Камини. Один человек, содержавший проститутку, владел большим стекольным рынком. Она украсила весь храм зеркалами. Ее звали Камини. У всех было сознание Кришны — и у бедняков, и у богачей, и у проституток. Это было прекрасно!”  (утренняя беседа с Тамалой Кришной госвами 23.06.1977)

Что касается морально-нравственного облика Кришны в целом, то он смущает не только европейцев, но и врождённых индусов. “Уборщик в моём доме не совершает таких поступков, какие совершает Кришна. Могу ли я поклоняться богу, который опускается ниже, чем человек, моющий у меня пол?” – возмущался основатель “Брахмо-самадж”  Рам Мохан Рой, происходивший из семьи отца-кришнаита и матери, принадлежавшей к браминскому роду традиции Шакти.

Олег Нагорный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04