РПЦ снова приостановила евхаристическое общение с Константинополем и насчитала в его действиях нарушение не менее 9-ти канонических правил

Главная / Ортодоксия / РПЦ снова приостановила евхаристическое общение с Константинополем и насчитала в его действиях нарушение не менее 9-ти канонических правил
Заседание Синода РПЦ в Минске 15.10.2018

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви, принятое на заседании Священного Синода 15 октября 2018 года в Минске, содержит упоминание как минимум 9-ти соборных правил, в том числе Вселенских, которыми пренебрег Константинопольский патриархат в своих действиях на Украине.

В частности, богословы РПЦ привели ряд канонических правил и авторитетных их толкований, из которых следует безосновательность претензий Фамара на статус апелляционной инстанции за пределами действия собственной канонической юрисдикции.

Что касается заявлений Константинополя об отзыве акта 1868 года, то Синод пояснил следующее:


“В Синодальной грамоте 1686 года и иных сопутствующих ей документах ничего не сказано ни о временном характере передачи Киевской митрополии в ведение Московского Патриархата, ни о том, что данный акт может быть отменен. Попытка иерархов Константинопольского Патриархата в политических и своекорыстных видах пересмотреть данное постановление спустя более трехсот лет после того, как оно было вынесено, противоречит духу священных канонов Православной Церкви, не допускающих возможности пересмотра установившихся и не оспариваемых на протяжении длительного времени церковных границ. Так, правило 129 (133) Карфагенского Собора гласит: «Если кто… обратил какое место к кафолическому единению и в продолжение трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него, то после да не будет оное от него взыскуемо, если, притом, в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскать, и молчал». А 17 правило IV Вселенского Собора устанавливает тридцатилетний срок давности для возможного соборного рассмотрения споров о принадлежности даже отдельных церковных приходов: «Приходы в каждой епархии… должны неизменно пребывать под властью епископов, заведующих ими — и в особенности, если в продолжении тридцати лет бесспорно они имели их в своем ведении и управлении».

Да и как возможна отмена решения, действовавшего на протяжении трех веков? Это означало бы попытку почитать «яко не бывшей» всю последующую историю развития церковной жизни. Константинопольский Патриархат как будто не замечает, что Киевская митрополия 1686 года, о возвращении которой в его состав заявлено ныне, имела пределы, существенно отличавшиеся от современных границ Украинской Православной Церкви, и охватывала лишь меньшую часть последней. Киевская митрополия наших дней как таковая включает в себя город Киев и несколько прилегающих к нему районов. Наибольшая же часть епархий Украинской Православной Церкви, особенно на востоке и юге страны, была основана и получила развитие уже в составе автокефальной Русской Церкви, являясь плодом ее многовековой миссионерской и пастырской деятельности. Нынешнее деяние Константинопольского Патриархата — попытка похитить то, что никогда ему не принадлежало”.

Также Священный Синод заявил о вынужденном прерывании евхаристического общения с Константинопольским патриархатом:

“Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами. Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах”.

Напомним, что это не первая попытка патриарха Варфоломея захватить канонические территории, принадлежащие РПЦ через легализацию раскольничьих групп. Так 20 февраля 1996 года Патриарх Варфоломей издал “Деяние” о восстановлении Томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 года и об учреждении на территории Эстонии “Автономной Православной Эстонской Митрополии”. При этом в церковное общение была принята раскольничья группировка, возглавляемая запрещенными в священнослужении клириками.

В ответ 23 февраля 1996 года Священный Синод РПЦ признал “данную акцию раскольнической, вынуждающей нашу Церковь приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, а также прекратить поминовение Патриарха Константинопольского по диптиху Предстоятелей Поместных Православных Церквей”.

Восстановлено общение было после подписания совместного решения Синодов Константинопольской и Русской Православный Церквей от 16 мая 1996 года. Документом решено “предоставить православным в Эстонии свободу выбора — какой церковной юрисдикции они желают принадлежать”. Константинопольская патриархия согласилась приостановить на 4 месяца применение своего решения от 20 февраля 1996 года об учреждении Автономной Церкви Константинопольской юрисдикции на территории Эстонии и обязалась вместе с Московским Патриархатом “сотрудничать в вопросе представления их позиции перед эстонским правительством с целью, чтобы все православные получили одинаковые права, включая право на имущество”.

К сожалению дальнейшие действия Фамара продемонстрировали пренебрежение достигнутыми договоренностями.

В контексте данного конфликта Синод Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата выступил с заявлением о полной поддержке позиции Москвы и канонической УПЦ. Аналогичную позицию занял и Синод Белорусской Православной Церкви.

Действия Константинопольского патриархата на Украине также осудили иерархи и предстоятели ряда Автокефальных Церквей. А Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X призвал к созыву Всеправославного Собора.

Это может означать несколько сценариев развития ситуации в случае, если Константинополь не одумается.

Самый мягкий – формирование в Украине из раскольничьих структур и “перебежчиков” из канонической УПЦ образования, подчиненного Константинопольскому патриархату, которое будет существовать параллельно со структурами УПЦ МП. При этом другие канонические автокефальные Церкви будут воздерживаться от прямой оценки каноничности новообразованных структур, дипломатично пытаясь подтолкнуть РПЦ и КПЦ к мирному решению возникшего конфликта.

В жестком сценарии Всеправославным собором может быть либо низложен сам патриарх Варфоломей, либо весь Константинопольский патриархат может быть объявлен вне канонического общения с Полнотой Церкви.

Олег Нагорный

Будь щедрым — поделись:
  • 6
    Shares

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04