Тюльпан Кальвинизма. Без вины обвиненные

Главная / Сектоведение / Тюльпан Кальвинизма. Без вины обвиненные

(к вопросу о православно-кальвинистской полемике)

Хотя кальвинистское богословие изначально формировалось в полемике с «папизмом», но основным оппонентом его, начиная с 17 века стало арминианство.

Причём в лексиконе кальвинистов так называют не только собственно последователей Якоба Арминия, но и вообще представителей любых конфессий, взгляды которых близки к 5 контркальвинистским тезисам исторических арминиан:

1) Божественное предопределение не безусловно, оно зависит от согласия или отказа человека содействовать Богу через веру в Него;

2) Христос умер за всех людей, а не только за предизбранных ко спасению, поэтому искупление Христово действенно для всякого человека, уверовавшего в Него;

3) начало спасения в человеке полагает действие благодати Духа Святого, без которой никто не в силах стремиться к добру;

4) действие этой благодати не является непреодолимым, человек по природе своей способен принять или отвергнуть дар спасающей благодати;

5) действие этой благодати не является окончательным и неизгладимым, по вере своей человек может принять ее, а по грехам своим он может утратить ее и лишиться спасения. «Благодать Божия делает наше спасение возможным, но не неизбежным»1Лейн Т. Христианские мыслители. СПб., 1997. С. 186.

Эти тезисы были обозначены в протесте “Articuli Arminiani sire Remonstrantia”, представленном датскому правительству в 1610 году (через год после смерти основателя). Однако собор 1618-1619 годов в Дордрехте осудил арминианское богословие (сами ремонстранты были жестоко репрессированы) и в противовес ему сформулировал 5 тезисов кальвинистской сотериологии:

Total Depravity (полная, всеобъемлющая разращенность, испорченность, греховность) — означает, что в первородном падении человеческая природа полностью, в каждой своей части поражена грехом; настолько, что без специального воздействия Божественной благодати человек не может не только творить добро и воздерживаться от зла, но не способен даже пожелать доброго.

Unconditional Election (безусловное избрание) — означает, что Бог изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели, руководствуясь неизвестной нам мотивацией, кроящейся где-то в сокровенной и полностью автономной Его воле; это предопредопеделение никак не зависит от действий и выбора самого человека.

Limited Atonement (ограниченное искупление) — означает, что жертва Христа принесена не за всех, но только за предъизбранных ко спасению.

Irresistible Grace (неотразимая благодать) — означает, что у тех, кто предназначен ко спасению нет никакой возможности сопротивляться действию спасающей благодати Бога, свободы отвергнуть её.

Perseverance of the Saints (стойкость святых) — означает, что возрожденные Духом, будучи предназначены для спасения, уже не могут потерять его.

Эти 5 пунктов кальвинизма составляют акроним TULIP, что в переводе с английского означает тюльпан.

Корень тюльпана

Корень сотериологческого тюльпана кальвинизма — Total Depravity — цепко держится за почву противоречивой интерпретации сюжета о падении прародителей человечества (Адама и Евы). Но именно он питает теологический цветок реформаторов.

Однако как только мы препарируем эту канабру теми же инструментами, которыми пользовался сам Лютер — логикой и библейскими текстами  — то увидим, что она прогнила изнутри: что кальвинистская экзегеза названного сюжета противоречива и недостоверна. И тогда нам останется наблюдать как и вся «надземная» часть кальвинисткого тюльпана иссыхает и рассыпается в прах.

Впрочем, у Кальвиина есть одна теологема, которой нет нужды возражать: в первородном грехе Адам и Ева повредили природу человека и мы, как их потомки, наследуем это повреждение.

Но далее следуют два тезиса, с которыми невозможно примирить ни здравую логику, ни текст Писания:

1. Вместе с первородным повреждением мы наследуем и вину прародителей.

2. Первородное повреждение не оставило в природе человека ничего, кроме зла. Сама воля полностью лишена самодетерминации и без специального вмешательства Бога не способна даже помыслить и пожелать добра.

Без вины обвиненные

Начнем с первого. Кальвин пишет:

«Когда он (Бог через апостола — ред.) утверждает, что в Адаме мы умерли, то тем самым указывает, что мы запятнаны грязью его греха; ибо проклятие не достигло бы нас, если бы на нас не распространялась вина».2Наставление в христианской вере, кн. 2, гл.1.

В этой мысли очевидно спутаны два разных понятия: последствия и вина (личная ответственность). То, что у грешащих пьянством родителей родился больной вследствие их греха ребёнок не означает, что на новорождённого распространилась вина родителей. То, что в результате первородного греха потомки Адама рождаются смертными и с поврежденной природой, удобопреклонной к совершению личных грехов, не означает что на нас распространилась и вина Адама.

Утверждать обратное значит не понимать самого смысла слова «вина». Этот термин всегда предполагает личное участие воли обвиняемого и наличие причинно-следственной связи между его действием (бездействием) и наступившим событием.

Так, в Ветхом Завете употребляется слово פֶּשַׁע‎, которое имеет коннотацию сопротивления, бунта, т.е. участие личной воли. В Новом Завете αἴτιος это не только провинность, но и причина. Подобная мысль заключена и в русском слове «вина», которое, помимо прочего, означает «начало, причину, источник» (Толковый словарь Даля).

Как сообщает Толковый словарь Ушакова: «Виновник — являющийся причиной, источником чего-нибудь. Виновник преступления. Виновник торжества. Виновник счастья».

В любом судебном процессе доказательство вины заключается в доказательстве того, что к разбираемым следствиям привёл поступок именно подозреваемого.

Полагаю, даже самый ортодоксальный кальвинист возмутился бы несправедливости суда, который бы приговорил его к сроку за грех отца. Однако по какой-то невообразимой логике реформаторы вменяют вину Адама его детям и каким-то извращённым образом умудряются этот факт вопиющей несправедливости связать с безупречной справедливостью Бога.

Итак, вины без участия в проступке личной воли и без установления причинной связи между решением подозреваемого и наступившими дурными последствиями быть не может по определению. Потомки Адама и Евы не участвовали в их преступлении, их воля не принимала решения о совершении его. Следовательно, и вины за него они не несут. Все, что мы наследуем от первородного греха это только его последствия. В том-то и дело, что в Адаме мы умерли, а не провинились!

Поэтому пытаться установить факт виновности потомков Адама за его проступок всё равно что пытаться найти точку пересечения параллельных прямых.

Библия тоже не видит причин возлагать вину на не провинившихся и отвергает концепцию наследования вины:

«зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет». (Иезекииль 18:2-4)

«Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». (Иезекииль 18:20)

«Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: “не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью”». (4. Царств 14:6)

В Новом Завете Христос обещает на Страшном суде каждому воздать по делам его (Откровение 22:7; сравн.: Откровение 2:23, 20:13; Матфея 16:27; К Римлянам 2:6), а не кого-то ещё.

В защиту своей позиции кальвинисты приводят стихи Писания, в которых говорится, что человек уже рождается во грехе, наследует грех прародителей. Но в подобных местах, конечно, имеется ввиду грех как наследуемая порча человеческой природы, а не вина. Это различение хорошо проработано в православном богословии:

«Поскольку все люди ведут происхождение от Адама, то первородный грех наследственным путем перешел и перенесся во всех людей. Поэтому первородный грех является в то же время и наследственным грехом. Принимая от Адама человеческое естество, мы все с ним принимаем и греховную испорченность, по причине чего люди появляются на свет “чадами гнева по природе” (Еф.2.3), ибо на зараженной грехом природе Адама почивает праведный гнев Божий. Но первородный грех не полностью тождествен в Адаме и в его потомках. Адам сознательно, лично, непосредственно и своевольно преступил заповедь Божию, т.е. сотворил грех, произведший в нем греховное состояние, в котором царствует начало греховности. Другими словами, в первородном грехе Адама нужно различать два момента: первое – сам поступок, сам акт нарушения заповеди Божией, само преступление (греч. “паравасис” – Рим.5:14), само прегрешение (греч. “параптома” – Рим.5:12); само непослушание (греч. “паракои” Рим.5:19); и второе – этим созданное греховное состояние, о-греховленность (“амартиа” – Рим.5:12,14). Потомки Адама, в строгом смысле слова, не участвовали лично, непосредственно, сознательно и своевольно в самом поступке Адама, в самом преступлении (в “параптоме”, в “паракои”, в “паравасисе”), но, рождаясь от падшего Адама, от его зараженного грехом естества, они в рождении принимают как неминуемое наследство греховное состояние естества, в котором обитает грех (греч. “амартиа”), который как некое живое начало действует и влечет к творению личных грехов, подобных греху Адама, поэтому они и подвергаются наказанию, как и Адам». (Иустин (Попович) преп., О первородном грехе.)

Олег Нагорный

продолжение следует

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:
  • 6
    Shares

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04