Тюльпан Кальвинизма. Homo Nihilus

Главная / Христианские секты / Тюльпан Кальвинизма. Homo Nihilus

(заметки к вопросу о правослвано-кальвинистской полемике)

Кальвин пишет:

«….под проклятие (первородного греха — ред.) подпадают даже дети, и не за чужой грех, а за свой собственный. Ибо, хотя они ещё не принесли плодов своего нечестия, в них скрыто его семя. Более того, сама их природа есть семя греха; поэтому она неугодна и отвратительна Богу».

И даже больше:

«Если сказать ещё короче, то человек есть не что иное, как сама похоть»1Наставление, кн. 2, гл.1..

И уже из того «факта», что в человеческой природе не осталось ничего доброго он будет выводить мысль о полном нравственном бессилии человеческой воли, о неспособности даже в глубине сердца возжелать добра.

Но полное сведение падшей человеческой природы ко злу есть ничто иное как онтологическая ересь.

Дело в том, что по Библии только истинный Бог является Творцом всего сущего. В Библейском шестодневе нет места никаким демиургам и ялдабаофам2Ялдабаоф (Иалдабаоф) – в гностицизме бог-демиург, создавший материю и привнёсший в творение зло.:

“Все было создано чрез Него, и без Него не было создано ничто из того, что было создано.” (Ин 1:3 — перевод Кальвина)

Всё, что имеет имеет собственную природу существует благодаря причастности к Абсолютном Бытию — Богу (Деян. 17:28).

А Бог благ и только благ (Иак. 1:17). Его творение, будучи создано без примеси зла, «хорошо весьма» (Быт. 1:31).

Даже сам Кальвин понимает, что «невозможно считать Бога источником какого-либо зла».3Наставление, кн. 2, гл.1.

Следовательно, бытие, собственную природу имеет только добро. А зло, в онтологическом смысле, это дефицит добра, подобно тому, как холод это не самостоятельная энергия, а только недостаток тепловой энергии, или как тьма это не самостоятельная сущность, но только отсутствие света.4“Для отцов зло действительно есть недостаток, порок, не-совершенство; не какая-то природа, а то, чего природе недостает, чтобы быть совершенной. В аспекте сущностном отцы считают, что зла не существует, что оно есть только лишение бытия”. Вл. Лосский проф., Догматическое богословие.

Поэтому онтологический вектор греха всегда направлен от Сверхъбытия к небытию, от Жизни к смерти.

Вот почему “расплата5ὀψώνιον [οпсо́ньйοн]: жалованье, плата или содержание для солдат; перен. возмездие, воздаяние. за грех смерть, а Божье дарование жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.” (Рим 6:23 — Традиционный перевод Десницкого. Критический текст)

Вот почему «доведенный до конца6ἀποτελέω [апοтэле́о]: оканчивать, завершать, довершать. грех рождает смерть”. (Иак 1:15)

Вот почему “праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей”. (Прит. 11:19)

И вот почему, из формулы Кальвина: «человек есть не что иное, как сама похоть» в соответствии с Библейскими установками строго логически вытекает, что после грехопадения человек канул в небытие.

Но мы знаем, что мы существуем. А значит и после первородной трагедии человек не только похоть, не только зло.

Что же доброе никак не могло быть аннигилировано злом и осталось в нашей природе? — Подсказка в истории о сотворении человека.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». (Бытие 1:26)

По мысли святых комментаторов, выражавших веру древней Церкви, «образ» — это указание на существенные, неотъемлемые свойства человеческой природы (т.е. то что и делает человека существующим как человек). А «подобие» это указание на то изменчивое, что может человека уподоблять Богу: т.е. способность к духовно-нравственному совершенствованию, которая имплицитно, потенциально таит в себе и возможность духовно-нравственной деградации.

«Выражение: по образу, указывает на способность ума и самовластности; тогда как выражение: по подобию, означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека».7Преп. Иоанн Дамаскин

«Сказано: по образу, поскольку Бог сотворил душу бессмертной и самовластной, а по подобию — относится к добродетели. Ибо Господь говорит: «будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть» (Лк. 6:36), и вдруг месте: «святи будите, якоже Аз свят есмь» (1 Пет. 1:16)».8Преп. Авва Дорофей

«Что же такое образ Божий? Это невидимость, бессмертие, свобода, а также владычественность, сила чадорождения, назидательность. Что такое подобие Божие? Подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью<…>;Образ Божий имеет всякий человек… подобие же Божие имеют редкие, и то одни добродетельные и святые, сколько возможно человеку, подражающие в благости Богу».9Преп. Ефрем Сирин

Такое понимание подтверждает стих 27 1 гл. кн. Бытия:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

По факту сотворения о подобии уже не упоминается только об образе. Значит образ это то, что вложено в природу человека изначально как неизгладимое свойство, а подобие это то, что дано лишь как потенциальная возможность: как то, что человек сам призван созидать в себе через послушание Богу.

И среди перечисляемых древними экзегетами свойств неизгладимого образа Божия в человеке особенно интересно обратить внимание на самовластность, которая в духовной жизни означает свободу нравственного самоопределения.

По мысли Кальвина она была полностью утрачена в грехопадении. Однако многочисленные тексты Писания обращаются именно к ней. Например, ветхий завет10Т.е. договор. А договор, как ни крути, предполагает способность сторонами добровольно принять на себя определенные обязательства. заключается с иудеями именно на основе обращения к их возможности выбирать:

«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди… Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». (Второзаконие 30:19 (Второзаконие 30:15-16, 19)

И каждый иудей в отдельности был способен принять или не принять этот завет:

«Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои… Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал». (Псалтирь 118:30, 173)

При заключении нового завета Бог тоже не вламывается насильно в душу человека, не манипулирует внутренней жизнью христианина как кукловод куклой, но, принеся Себя как незаслуженный дар спасения, ожидает, что сам человек решит принять этот Дар или нет:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр 3:20)

Таким образом, отчасти мы уже перешли к препарированию стебля теологического тюльпана кальвинизма — Unconditional Election, — который предполагает, что предызбрание ко спасению осуществляется Богом безо всякой оглядки на нравственное самоопределение человека, поскольку якобы человек после грехопадения напрочь лишён самодетерминации, самовластия.

Олег Нагорный

продолжение следует

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Будь щедрым — поделись:
  • 2
    Shares

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04