В белорусских СМИ рекламируется в 4,4 раза больше НРД, чем критикуется

Главная / Сектоведение / В белорусских СМИ рекламируется в 4,4 раза больше НРД, чем критикуется
Поделиться

Отрывок из статьи Владимира Александровича Мартиновича.
Источник: Реклама новых религиозных движений в печатных СМИ. Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2019; 3:17-24.

Общие данные по рекламе НРД

Результаты показали, что с 1988 no 2015 г. в печатных СМИ Беларуси размещалась реклама не менее 600 разных религиозных организаций, которые могут быть отнесены к числу НРД. Для 564 из них указывались контактные данные в одном из населенных пунктов Беларуси, позволяющие жителям страны связаться с организацией. Оставшиеся 36 НРД на страницах белорусских газет рекламировали свою деятельность с контактными данными в России, Молдавии, Латвии и на Украине. Сама по себе реклама работы НРД за рубежом еще не означает, что группа одновременно не действует в Беларуси. НРД может просто не рекламировать себя в СМИ c указанием белорусских адресов, либо такая реклама могла не попасть в выборку (среди 564 НРД были организации, рекламировавшие в отечественной прессе свою работу в том числе и в других странах мира). Для уточнения статуса означенных 36 НРД автор обратился к собранному в рамках предыдущих исследований нетрадиционной религиозности в Беларуси архиву материалов о НРД, включающему также документы по работе а Беларуси и (или) иных государствах всех 600 НРД, попавших в выборку. Дополнительное исследование показало, что для 564 НРД существуют документы, подтверждающие их деятельность в Беларуси, в то время как для группы из 36 НРД такие данные отсутствуют. Таким образом, вплоть до появления другой информации рекламу 36 НРД нельзя признать свидетельством их деятельности в Беларуси, ее можно считать лишь стремлением расширить ареал своего влияния за счет объявлений в прессе иностранного государства.

Было бы некорректно сравнивать 36 рекламируемых, но не существующих в Беларуси НРД, с группой из 46 также отсутствующих в стране, но при этом активно критикуемых в белорусской прессе НРД [1]. Они составляют 6 % от общего числа рекламируемых и 26 % от всех критикуемых НРД соответственно, но никак взаимно не обусловливают друг друга и отражают совершенно разные процессы. Тем не менее вместе с целым рядом иных показателей (например, количество мигрирующих в Беларусь иностранных НРД и др.) они свидетельствуют o достаточно высоком уровне открытости к внешним влияниям как самой нетрадиционной религиозности Беларуси, так и конструируемых общественных представлений о ней. В эпоху глобализации сложно говорить в данном случае о каком-то открытии, но эти сведения дополняют собой число измеряемых параметров, позволяющих определить и изучить характер и масштабы влияния других стран на конфессиональное пространство Беларуси.

Отметим, что вошедшие в выборку 564 НРД составляют 52,1 % от предполагаемой генеральной совокупности НРД Беларуси, включающей на 1 января 2019 г. 1033 организации. Оставшиеся 519 НРД можно разделить на две группы: 1) рекламирующие себя в СМИ, но не попавшие в выборку; 2) нe работающие с печатными СМИ. Соотношение этих двух групп между собой неизвестно.

Реклама и критика НРД в печатных СМИ

Получившаяся выборка в 52,1 % от предполагаемой генеральной совокупности НРД страны представляется репрезентативной. Предшествующее исследование показало, что печатными СМИ идентифицируется и критикуется 174 НРД, для 128 из которых документально зафиксирована деятельность в Беларуси [8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на страницах белорусских печатных СМИ рекламируется в 4,4 раза больше действующих в республике НРД, чем критикуется. Означенное соотношение рекламы и критики НРД будет варьироваться в прессе разных стран мира но общая тенденция к доминированию рекламы НРД будет сохраняться. Печатные СМИ по-разному заинтересованы в обоих типах материалов о НРД. Рекламные объявления дают немедленный эффект в виде оплаты печатных площадей, не требуют затрат времени и сил редакции на подготовку авторского материала. Оригинальные критические статьи отнимают ресурсы на их подготовку, но имеют долгосрочный позитивный зффект в виде повышения рейтингов издания, что в свою очередь вызывает удорожание рекламного пространства. В результате печатные СМИ заинтересованы как в критике, так и в рекламе разных, а порой и одних и тех же НРД. При этом борьба за рейтинг издания может проходить и с опорой на материалы другой тематики, в то время как количество НРД, желающих дать свою рекламу, не уменьшается.

Качественное сравнение рекламируемых и критикуемых в белорусской прессе НРД позволило разделить их на три группы:
l) только рекламируемые (522 наименования). Из них 36 не имеют филиалов и представительств в Беларуси;
2) только критикуемые (96 наименований). Из них 46 никогда не действовали в Беларуси;
3) критикуемые и рекламируемые НРД (78 наименоваиий). Все организации этой группы действуют в Беларуси.

За рамки настоящего исследования выходит сравнительный анализ объемов рекламы и критики для каждого из 78 НРД третьей группы. Тем не менее ее выделение позволяет сделать некоторые интересные выводы.

Во-первых, разделение на три группы дает возможность выявить общее количество оригинальных НРД, упоминаемых в печатных СМИ Республики Беларусь вне зависимости от контекста. В их число входит не менее 696 НРД всех уровней развития структуры. Если учитывать только НРД деятельность которых задокументирована в Беларуси, то их количество уменьшится до ем, т. е. до 56,7 % от предполагаемой генеральной совокупности НРД Беларуси. Тем не менее показатель в 614 НРД доступный для независимой проверки на страницах белорусской прессы, представляется достаточно внушительным на фоне широко распространенного мнения о гомогенности конфессионального пространства Беларуси. Несмотря на столь серьезное количество упоминаемых в прессе НРД, масштабы проблематики нетрадиционной религиозности не сознаются и не рефлексируются в общественном дискурсе. Белорусское общество де-факто проживает и переживает религиозное многообразие, но не обсуждает его, не полагает значимым предметом рефлексии и дискуссии, не делает из него для себя никаких выводов. Не меньший интерес представляет информация о 469 НРЦ (43.3 % от всех действующих в Беларуси), которые не упоминаются на страницах прессы. Тем самым в исследовании были показаны границы печатных СМИ как источника первичной социологической информации о нетрадиционной религиозности в Республике Беларусь.

Во-вторых, вышеупомянутое деление позволяет квантифицировать степень односторонности печатных СМИ в подаче информации о НРД: 88,8% от общего числа упоминаемых НРД представляются безальтернативно — либо в виде позитивной рекламы, либо только в рамках критики. Лишь по 11,2 % от упоминаемых в прессе НРД (7,2 % от предполагаемой генеральной совокупности НРД Беларуси) транслируется разнородная информация как критического, так и рекламного содержания. При этом достаточно редко встречаются классические дискуссии, когда одно или несколько СМИ публикуют череду материалов, представляющих НРД с разных точек зрения в рамках какой-то одной темы, вопроса или проблемной ситуации. Как правило, критика и реклама одной и той же группы происходят в разное время и на страницах разных изданий. В результате перед конкретным читателем они также предстают в одностороннем ключе, так как человек, видящий рекламу НРД, не знает, что в другой белорусской газете когда-то была опубликована критика этой группы, равно как и наоборот. Даже если спустя несколько лет он встретит критический материал о НРД, то вряд ли вспомнит о виденной им когда-то рекламе этой же группы, Иначе говоря хорошо заметная при ретроспективном анализе разносторонность СМИ в подаче материалов по означенным 78 НРД вовсе не очевидна при непосредственном ознакомлении с прессой в повседневном режиме. Количество НРД, активно и разносторонне обсуждаемых печатными СМИ, также будет варьироваться в разных странах мира. При этом общий уровень дискуссий по данной проблематике будет являться индикатором не только наличия конфликтов вокруг НРД, но и общего уровня правовой культуры и готовности граждан к спокойному общественному обсуждению самых актуальных и сложных проблем. K сожалению, надлежащий горизонт для сравнения с аналогичным показателем по СМИ в других государствах отсутствует.

В-третьих, анализ 78 критикуемых и рекламируемых НРЦ выявил доминирование высокоструктурированных сект и культов (37 групп; над среднеструктурированными клиентурными культами (25 групп) и слабоструктурированными аудиторными культами (16 групп). При этом 36 из 37 сект культов, 9 из 25 клиентурных и 8 из 16 аудиторных культов были созданы за рубежом. Иначе говоря, несмотря на то что иностранные и белорусские НРД в целом уравновешивают друг друга, в белорусской прессе дискутируется деятельность преимущественно зарубежных высокоструктурированных НРД, в то время как отечественные секты и культы очень редко становятся предметом пристального внимания.

_______

[1] Мартинович, В. А., Идентификация новых религиозных движений в печатных СМИ Беларуси. Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2017; 4:56-65.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Обсуждение закрыто.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04