12 цитат Библии против лишения общения у Свидетелей Иеговы

Главная / Псевдохристианские / 12 цитат Библии против лишения общения у Свидетелей Иеговы
Поделиться

Предисловие

К теме лишения общения я уже обращался в публикации «“Лишение общения” у Свидетелей Иеговы языческая практика?». Также я рассказывал, чем эта практика принципиально отличается от отлучений в традиционном христианстве, давал ссылку на документальный фильм демонстрирующий трагические последствия такой практики и приводил перевод саморазоблачающей статьи из журнала «Пробудитесь!», где сами Свидетели Иеговы осуждают подобные практики как противные христианству языческие привнесения…

Правда на примере Католической Церкви. И статья эта датирована январём 1947 года — то есть до того, как в 1952 году третий президент «Общества Сторожевой башни» Нейтан Кнорр решил усилить методы контроля сознания и ввёл в практику метод социально-психологического насилия — лишение общения (англ.: disfellowshipping):

“We might wonder, then, since this congregation which God is developing or bringing into existence is based on love, why anyone should ever want to talk about disfellowshipping or putting people out of this congregation. There certainly must be some reason. Well, the reason for disfellowshipping is that some persons get into this congregation of God that do not love Christ.” — Watchtower 1952 Mar 1 pp.131-132

“Such an individual has no place in the clean organization or congregation of God. He should go back to the wicked group that he once came from and die with that wicked group with Satan’s organization.”  —Watchtower 1952 Mar 1 p.134

“Those who are acquainted with the situation in the congregation should never say “Hello” or “Good-by” to him. He is not welcome in our midst, we avoid him.” — Watchtower 1952 Mar 1 p.141

Спустя три года он ужесточил нормы и призвал лишать общения и тех, кто продолжает общаться с лишёнными общения:

If a publisher refuses to do this and ignores the prohibition on associating with the disfellowshipped one, that publisher is rebelling against the congregation of Jehovah, and rebellion is as the sin of witchcraft, and stubbornness is as idolatry and teraphim. If after sufficient warning the publisher persists in associating with the disfellowshipped person instead of aligning himself with Jehovah’s organization he also should be disfellowshipped“.  — Watchtower 1955 Oct 1 p.607

Любопытно, но мало кто-то из современных свидетелей Иеговы знает, что предшественник Кнорра на президентском посту и основатель секты Джозеф Рутерфорд был категорически против практики ислючения из собраний:

“Down in Goa the papers have carried notices that anyone having various books by Judge Rutherford would be excommunicated. What a bunch of mean and unmanly scallywags! Remember the blind man who was healed at the pool of Siloam, that when the man told the religious fellows where to get off they excommunicated him (John 9; 34, margin), and his parents before that had feared being put out of the synagogue by the “Jews”. Isn’t that the same cowardly action of the clergy in these days towards those who desire to have their eyes open and to “see”? “We’ll excommunicate you!“” —Consolation 1937 Nov 17 p. 5

“Rather, like the church of Rome their [“Religious leaders of today”] influence is exerted to restrain investigation within the sectarian limits. With the implied threat of disfellowship, they urge their ministers and students not to search continually for truth, but to accept the voice of their sect as infallible.” —  Watchtower 1887 Apr p. 923

“Satan’s organization sails under the high-sounding name of “Christendom”. It boasts of a membership of over 500,000,000 persons. Its members are in bondage to creeds, customs, rites and ceremonies; they dare not disown these or criticize or expose themTo do so would bring down on their heads taunts, reproaches, disfellowship and persecution. Many thousands of the Lords people are held in these denominations as prisoners, afraid to express their disapproval of the creeds, methods and customs of the organization“. — Watchtower 1930 Oct 1 p. 301

Почему важно об этом напомнить при разговорах со свидетелями Иеговы? Потому, что их доктрина позволяет принимать вероучительные изменения со стороны культоводов. Она гласит, что подлинные христиане (то есть сами культисты) находятся в постоянном движении ко всё большему и полному пониманию библейских истин. Так что всякое учительное нововведение ещё больше приближает к полноте истины и приводит к ещё более точному пониманию Святых Писаний. Это, дескать, доказывает, что Руксовет Свидетелей Иеговы находится под водительством Иеговы.

Конечно при этом как-то игнорируется, что регулярные доктринальные изменения ставят секту под анафему апостола Павла:

«Но даже если бы кто-то из нас или ангел с неба проповедовал вам не ту радостную весть, которую мы проповедовали, да будет он проклят. Повторю то, что говорил и раньше: кто проповедует вам не ту радостную весть, в которую вы поверили, да будет проклят». — Гал. 1:8-9, ПНМ

Но сейчас не об этом. А о том, что пример с доктриной о лишении общения доказывает обратное. В то время, когда секта гордилась отсутствием у себя такой практики и осуждала её у других, она была куда ближе к Библии, чем когда ввела эту практику. И вот 12 библейских причин так думать. (По возможности буду цитировать Библию в сектантском Переводе «Нового Мира» издания 2021 года, чтобы заочно снять возражение свидетелей Иеговы об искажающей смысл редакции.)

Матфея 9:10-13

«Позднее, когда Иисус и его ученики ели в доме у Матфея, туда пришло много сборщиков налогов и грешников, и все они тоже стали есть с ними. Но фарисеи, увидев это, сказали его ученикам: «Почему ваш учитель ест со сборщиками налогов и грешниками?» Услышав их слова, Иисус сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным. Поэтому пойдите и подумайте, что значит „Я хочу милосердия, а не жертвы“».

Итак, Иисус и его ученики спокойно общаются с грешниками. Даже трапезничают с ними. Более того, здесь Иисус объявляет принцип ровно противоположный тому, который сегодня проповедует ОСБ: не избегание, а общение любви даёт шанс привести человека к покаянию.

Если подумать, то вынужденное согласие с чем-то, полученное под давлением шантажа, это не подлинное покаяние. Подлиное покаяние возможно только тогда, когда к человеку проявляют милость не смотря на его грехи, и он меняет взгляды и образ жизни на основе добровольного икреннего сердечного согласия а не потому, что это единственный способ взаимодейстовать с любимыми близкими, остающимися в секте…

Так что Библии больше соответствует принцип, который столько раз повторялся святыми традиционного христианства, что превратился в крылатое выражение без авторства: «Возненавидь грех, но возлюби грешника».

Важно учесть также, что с «мытарями и грешниками» общается не только Сам Христос, но и его ученики. Поэтому контраргумент, аппелирующий к уникальности личности и служения Христа не работает.

Матфея 5:43-48

«Вы слышали, что сказано: «Любите ближних и ненавидьте врагов». А я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто вас преследует. Так вы покажете, что вы дети вашего небесного Отца, потому что он велит солнцу всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Если вы любите только тех, кто любит вас, разве вы заслуживаете награды? Ведь то же самое делают сборщики налогов. И если вы приветствуете только своих братьев, что в этом особенного? Разве не так же поступают люди из других народов? Итак, будьте совершенны, как совершенен ваш небесный Отец».

Здесь сразу два тезиса: во-первых, Бог любит даже Своих врагов. Во-вторых, христиане, любя всех без исключения, не исключая врагов, должны уподоблятся во вселюбви к Богу.

Это совершенно контрастирует с призывами ОСБ:

«Вообще не должны разговаривать с изгнанным человеком и даже приветствовать его… Мы должны ненавидеть их в прямом смысле этого слова, то есть относиться к ним с крайним и явным отвращением, считать их отвратительными, гнусными, питать к ним отвращение» — Сторожевая Башня” от 15. 09.81. с.24-26 (пер. с англ., на русском языке этот номер СБ вышел в 1985 г.)

Примечательно, что в Казахстане и некоторых европейских странах Свидетели Иеговы проиграли иски к секте лишенных общения в том числе из-за того, что в судебном порядке было доказано, что вслед за лишением общения Организация проводила кампанию дискредитации покинувших секту, формируя у остающихся в секте враждебные чувства. Казахский «отступник», выйгравший один из таких судов, не исключает, что ввиду меркантильности Руксовета секты чтобы больше не выплачивать многомиллионные исковые требования в ОСБ грядёт «уточнение» учения о лишении общения.

Матфея 18:15-17

«Если твой брат согрешит против тебя, пойди и с глазу на глаз скажи ему, что он сделал не так. Если он тебя послушает, ты приобрёл своего брата.  А если не послушает, возьми с собой ещё одного или двух человек, чтобы дело подтвердилось показаниями двух или трёх свидетелей. Если он не послушает их, скажи собранию. А если он не послушает и собрания, пусть он будет для тебя как человек из другого народа или сборщик налогов».

При трактовке этого отрывка как основания для правовых (судебных) комитетов, лишающих общения, ОСБ игнорирует ряд важных моментов.

Во-первых, здесь и намёка нет на практику закрытых судебных комитетов, на которых присутствуют только старейшины, виновник и обвинители. Последняя стадия развития недопонимания между братьями по вере — обнародование сути дела при всей общине (собрании).

Во-вторых, если и собрания обличаемый брат не послушает, «как язычник и мытарь» он должет стать «тебе» — тому, с кем у него и был конфликт, — а не всем членам собрания.

Наконец, как мы видели выше в Матфея 9:10-13 и Матфея 18:15-17, отношение как к «сборщику налогов» вовсе не означает прекращение бытового общения (Христос и апостолы трапезничали с мытарями) и охлаждения любви (христианин в подражание Богу обязан любить, пусть и разной любовью, но всех без исключения, даже врагов).

Тайные судилища на основе которых старейшины, а не собрание, выносят решение о лишении общения, очевидно противоречат принципам разрешения внутрицерковных конфликтов, предложенных апостолом Павлом.

Луки 6:27

«Но я говорю вам, тем, кто слушает: любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит».

Это поучение Христа еще раз подчёркивает, что врагам нужно отвечать не злом, а добром. Не наказывать психотеррором социально-психологического байкота, а усиливать деятельную любовь и заботу, чтобы человек понял, что христианство это свет любви и захотел добровольно и искренне для себя этого света и покаялся.

Важно также, что в большинстве известных мне случаев лишенные общения не становились врагами тем, кто остался в секте. Они искренне продолжали любить. Так что сектанты поступают даже хуже, чем просто мстят ненавидящим: они отвечают злом на любовь любящих!

Луки 6:35-37

«Но вы люби́те своих врагов, делайте добро и давайте взаймы, ничего не ожидая получить обратно. Тогда вы получите большую награду и будете сыновьями Всевышнего, ведь он добр даже к неблагодарным и злым. Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец. Кроме того, перестаньте судить, и не будете судимы. Перестаньте осуждать, и не будете осуждаемы. Прощайте, и будете прощены».

Речь всё о том же! Даже ко врагам нужно демонстрировать не враждебность и неприятие через игнор лишения общения, а окружать их добром и заботой. Причём не ожидая даже такого же отношения к себе в ответ! Это отличает христианскую мораль и этику от светской и языческой. А не месть за инакомыслие или другие проступки лишением бытового общения.

Да пусть брат твой даже собрания не послушал и для тебя он теперь как «язычник и мытарь», то есть как «внешний». Но христианин призван любить и прошать всех. И он вполне может позволить себе вслед за апостолами даже трапезничать с такими грешником.

Да, он теперь «внешний»! Но это не призыв к осуждению. Напротив, «прощайте, и будете прощены»… Если ты попытался обличить наедине, потом при двух свидетелях, потом решить проблему на уровне собрания (Матфея 18:15-17), то ты сделал всё, что должен был и мог сделать для торжества Правды Божией — твоя совесть чиста. Если не вышло, теперь отпусти ситуацию, выражаясь свестким арго, вспомнив, что, «внешних (“тех, кто вне собрания” — ПНМ) судит Бог» (1Кор. 5:13)!

Луки 10:25-37

Это известная притча о добром самарянине. Ввиду большого объема и известности цитировать не буду. Неплохо вспомнить контекст. Некий книжник вопрошает у Иисуса, что делать, чтобы получить вечную жизнь. Иисус вопрошает в ответ: «В Законе что написано?» И книжник отвечает, что Закон предписывает безраздельно любить Бога и ближнего своего как самого себя. Но уточняет у Христа: «Но кто мой ближний?»

Так что притчей о добром самарянине Христос отвечает на вопрос: кто для верующего ближний, кого он, следовательно, должен любить. И из притчи следует, что таким ближним оказывается как раз еретик-самарянин, к которым иудеи проявляли ну прямь-таки точ-в-точь лишение общения — гнушались даже приветствоать их! Таким образом Христос осуждает практику «лишения общения» и предписывет обращаться с любовью как со своими ближними, даже с теми, кого иудеи считали презренными отступниками, еретиками и пропащими грешниками.

Луки, глава 15

Снова не цитирую ввиду объёма. Центральной в этой главе является притча о блудном сыне. Но сперва снова вспомним контекст. Начинается всё с упрёка фарисев за то, что Христос слишком дружелюбен с грешниками: «Этот человек общается с грешниками и ест с ними» (ПНМ).

В ответ Христос притчами о заблудшей овце и потеряной драхме раскрывает тезис, что заботиться об обращении грешников нужно не отдаляясь от них, а наоборот, бежать на «поиски» каждого. То есть общением любви, а не лишением общения.

Уже этого достаточно, чтобы вдумчивый читатель понял, наколько антихристианской практикой является социально-психологический байкот Свидетелей Иеговы.

Но нюансы притчи о блудном сыне не оставляют перспективе примирения лишения общения с духом Христовым даже микроскопического шанса. Во-первых, отец выбегает к блудному сыну, когда видит его вдалеке, совершенно не зная с раскаянием или нет он возвращается к нему. То есть не гнушается общением с ним вне зависимости от раскаяния.

Во-вторых, сын решил вернуться не потому, что действительно искренне раскаялся, а потому, что у него закончились средства к разгульной жизни. То есть его мотив не печаль по Богу, которая ведет к праведности, а мирская печаль, которая сама могла бы послужить поводом к лишению общения у Свидетелей Иеговы.

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». — 2 Кор. 7:10

Как объясняет «Сторожевая Башня», «мирская печаль не проистекает из веры и любви к Богу и праведности; она рождается из сожаления по поводу неудачи, разочарования, материальных или социальных потерь, перспективы подвергнуться наказанию или позору; мирская печаль оплакивает неприятные последствия проступка; но не плачет о самой неправде или о поношении, которое она навлекает на Бога».

Оригинал: “Worldly sadness does not stem from faith and love of God and righteousness. It is born of regret due to failure, disappointment, material or social loss, the prospect of undergoing punishment or shame. Worldly sadness mourns the unpleasant consequences wrongdoing brings. But it does not mourn over the unrighteousness itself, or the reproach it brings on God”. — w72 7/15 p. 438.

Тем не менее, отец не отказывает в общении сыну даже при условии что вернула того не печаль ради Бога, а печаль мирская.

2 Коринфянам 2: 1-7

«Я решил, что, когда приду к вам в следующий раз, не буду вас огорчать. Ведь если я вас огорчу, кто порадует меня? Те, кого я огорчил? То, что я вам написал, я написал для того, чтобы, когда приду, не огорчаться из-за вас, а радоваться. Я уверен: то, что радует меня, радует и вас. Ведь я сильно страдал и писал вам с тяжёлым сердцем и со слезами — не для того, чтобы вы огорчились, а чтобы узнали, как сильно я вас люблю. Если же кто-то стал причиной печали, он огорчил не меня, а в какой-то мере всех вас. Однако не хочу быть слишком строгим.  Для такого человека достаточно того осуждения, которому его подвергло большинство. Теперь вам лучше великодушно простить его и утешить, чтобы он не был слишком подавлен печалью».

По наиболее распространённому мнению современных библеистов здесь апостол вспоминает утерянное послание к Коринфянам, в котором он предлагал местной общине какие-то дисциплинарные меры против кого-то, кто серьёзно огорчил Павла при его посещении Коринфа своими грехами. Теперь же он видит, что его слова (либо толкование его слов) вылились в слишком суровые меры.

Примечательно, что экзегеты Свидетелей Иеговы, следуя устаревшей1«Павел приехал из Ефеса в Коринф и увидел, что Коринфская община ему изменила. Горе Апостола было усугублено личною обидою, которая была ему нанесена. Что Павел в 2Кор. 2:5–8 имел в виду вполне определенный случай и определенное лицо, вытекает из его слов об оскорбителе и оскорбленном в 7:12. В современной науке господствует мнение, что под оскорбленным ап. Павел разумеет самого себя (ср. 2:5). Для восстановления положения Павел думал вновь посетить Коринф (1:15–16). Очевидно, он уехал оттуда в Ефес тотчас после кризиса. Но свое намерение он не привел в исполнение (ср. 2Кор. 1:23–2:1), а послал вместо себя строгое послание (ср. 2:4, 9; 7:8–12), до нас не дошедшее. Его подателем был Тит. Навстречу Титу, который должен был осведомить Апостола о положении в Коринфе, он выехал в Троаду и дальше в Македонию (ср. 2:12–13), куда и привез ему Тит добрые вести (ср. 7:5–7, 13–15). В настроении Коринфян строгое послание произвело перелом». (Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение.) в библеистике традиции, дают параллельную ссылку на 1 Коринфянам 5:1: «Мне стало известно о разврате среди вас, причём о таком разврате, какого не бывает даже среди людей из других народов: один из вас живёт с женой своего отца».

За такой грех у Свидетелей Иеговы полагается лишение общения. То есть на всех членов общины возлагается обязанность выказывать порицание грешнику отказом общаться с ним.

Однако Павел считает, что «для такого человека достаточно того осуждения, которому его подвергло большинство (не все!)». И предлагает теперь — видимо, после резкого осуждения большинством, — сменить гнев на милость, чтобы грешник не слишком был подавлен печалью. При этом мы не видим из отрывка раскаялся ли грешник. Вероятнее всего — нет. Ибо в таком случае его покаяние стало бы одним из аргументов, почему теперь к нему следует отнестить милосердно. Однако такого арумента Павел не приводит. Лишь беспокоится, что слишком суровое отношение может погрузить его в беспросветную депрессию и отчаяние. А такие состояния скорее толкают пуститься во все тяжкие (мол, мне уже нечего терять!) или ко греху самоубийства, чем к покаянию.

В любом случае, даже при суровом грехе, потребовавшем суровых мер, о жестокости которых пожалел и сам Павел, мы не видим требования ко всем членам собрания байкотировать грешника.

1 Фессалоникийцам 5:14-15

«Мы также просим вас, братья, вразумляйте непослушных, утешайте тех, кто подавлен, поддерживайте слабых, будьте терпеливы со всеми. Пусть никто никому не воздаёт злом за зло, но всегда стремитесь делать добро друг другу и всем остальным».

Итак, слабых в вере нужно утешать и тепреливо поддерживать, не отвечая злом на зло. Очевидно, что остракизм в форме лишения общения противоречит этому апостольскому предписанию.

1 Тимофею 5:8

«Если же кто-то не заботится о своей семье, особенно о тех, с кем вместе живёт, то он отрёкся от веры и хуже неверующего».

Итак, если вы перестали заботиться о своей семье материально, эмоционально и другим образом, который требует сам характер семейных отношений, потому что ваши близкие не разделяют ваших взглядов или вышли из секты, в которой остались вы, то вы — «хуже неверующего».

Евреям 10:26-31

«Ведь если, получив точное знание истины, мы намеренно грешим, то нет другой жертвы, которую можно было бы принести за наши грехи, но есть лишь пугающее ожидание суда и пылающий гнев, который уничтожит противников Бога. Того, кто пренебрёг законом Моисея, предают смерти на основании показаний двух или трёх свидетелей. Его не щадят. Как вы думаете, разве не заслуживает более сурового наказания тот, кто с презрением отверг Сына Бога, посчитал чем-то обычным кровь соглашения, которой был освящён, и оскорбил дух незаслуженной доброты? Мы знаем того, кто сказал: «Мщение за мной, я воздам». И ещё: «Иегова будет судить свой народ». Страшно попасть в руки живого Бога!»2В в этом отрывке в ПНМ самым коррумпированным стихом оказывается 27-й, который ОСБ переписало в соответствии со своим учением об уничтожении, а не вечном мучении грешников: «но есть лишь пугающее ожидание суда и пылающий гнев, который уничтожит противников Бога». В греческом оригинале стих выглядит так: «φοβερα δε τις εκδοχη κρισεως και πυρος ζηλος εσθιειν μελλοντος τους υπεναντιους» Дословно без литературной обработки: «страшное же какое-то ожидание суда и огня ревность/усердие/горячность кусать/поедать готовящегося/намеревающегося противников/врагов». Понятно, что от образа, могущего напомнить о концепции вечного пламени адского огня, вечно пожираюего грешников, лучше избавиться. Поэтому в ПНМ говорится просто и однозначно об уничтожении врагов Бога.

Здесь Павел подчёркивает, что хотя вражда против Иисуса грех даже тяжелее, чем преступления против закона Моисея, но в Новом Завете у людей нет полномочий выносить приговоры: «Мы знаем того, кто сказал: «Мщение за мной, я воздам». И ещё: «Иегова будет судить свой народ». Страшно попасть в руки живого Бога!».

Кстати, этот отрывок цитировался в статье журнала «Пробудитесь!» за 1947 год, обличающей отлучение от Церкви в традиционных деноминациях, ссылка на перевод которой дана в начале этой публикации. В этой статье ОСБ тогда утверждало следующее:

«Отлучение со стороны иерарха, как наказание и «лечащее» средство (“Католическая Энциклопедия”), не находит поддержки в этих писаниях. В действительности, это совершенно чуждо Библейскому учению. — Евреям 10:26-31».

2 Фессалоникийцам 3: 6-15

«Братья, именем нашего Господа Иисуса Христа говорим вам: сторонитесь любого брата, который ведёт себя неподобающим образом и не поступает в согласии с указаниями, которые вы от нас получили. Вы сами знаете, в чём должны брать с нас пример, ведь мы не вели себя у вас неподобающе и ни у кого не ели хлеба даром. Напротив, мы тяжело трудились, работая днём и ночью, чтобы никого из вас не обременять. И это не потому, что у нас нет права рассчитывать на вашу помощь, а потому, что мы хотели подать вам пример. Когда мы ещё были у вас, то велели: «Кто не хочет работать, тот пусть и не ест». Но мы слышим, что некоторые из вас ведут себя неподобающим образом, не работают и вмешиваются в чужие дела. Таким людям мы велим и призываем их именем Господа Иисуса Христа вести тихую жизнь и зарабатывать на хлеб своими руками. А вы, братья, не сдавайтесь, делая добро. Если же кто-то не послушает указаний из этого письма, держите такого человека на замечании и не общайтесь с ним, чтобы ему стало стыдно. Но не считайте его врагом, а продолжайте вразумлять как брата».

Вроде как тут Павел рекомендует сторониться братьев, ведущих себя неподобающе, не общаться с ними. Но тут же противоречит себе и предлагает не считать их врагами и продолжать вразумлять по-братски (что, естественно, невозможно без общения).

Что тут не так? В стихе 6 в греческом оригинале употреблено слово “στέλλεσθαι”, которое имеет разные значения. В том числе: остерегаться, удаляться, сдерживаться. Так что стих 6 может быть понят не как запрет на любое общение с зарвавшимися братьями, но как указание остерегаться их, сторониться по возможности, сдерживаться от проявлений излишней близости.

Скажем, в рабочем коллективе есть люди, замеченные в наушничестве. И вот бывалый советует новичку: «Сторонись вот той блондинки Н. и остерегайся того шатена А.!» Это не значит, что не нужно здороваться с ними или демонстрировать искусственное «фе!» при всяком случае. Просто при сохранении необходимой конвенциональной вежливости стоит опасаться сближаться с ними, делиться какими-то секретами, вступать в задушевные разговоры…

Другой взгляд, который на это место обращали древние экзегеты, это трактовка повеления Павла как указания избегать сообщаться с братьями в их намеренном грехе.

«Следует удаляться от намеренно согрешающих, следует даже бежать от них, чтобы кто-либо, присоединяясь к поступающим бесчинно и шествуя с ними по путям заблуждения и порока, не сделался сам виновным в том же грехе». — Киприан Карфагентский, священномученик. 3 век.

Что ж, и такой взгляд объясняет как можно удаляться от грешника и в тоже время вести с ним братские увещевающие беседы в духе любви. Можно же открыто демострировать своё отрицательное отношение ко греху человека («чтобы ему стало стыдно»), удалятся от него в сфере его заблуждений и бесчинств, но при этом оставаться любящим братом, поддерживающим в быту, и при случае пытающимся вывести из заблуждения.

В стихе 14 тоже употреблено интересное греческое выражение: «τοῦτον σημειοῦσθε, μὴ συναναμίγνυσθαι αὐτω̣». Буквально без литературной обработки: «этого отмечайте, не чтобы смешиваться ему/с ним». Это выражение, чтобы не противречить указанию сохранять братскую любовь, сопряжённую с увещевательными беседами, не может быть понято как повеление прекращения всякого общения.

Одна из древних экзегетических традиций здесь видит указание на то, что нерасканность таких братьев следует брать во внимание и не солидаризироваться с ними духовно. Конечно это может выражаться и в сокращении физического общения. Не стоит, например, «примешиваться» к ним публично, чтобы не создавать впечатления, что христиане поддерживают бесчинство своего единоверца, да и чтобы сам единоверец понимал, что в своем бесчинстве он в христианской общине одинок. Но это никак не призыв к полной социально-психологической изоляции, которой является идеал лишения общения.

«Видишь ли, как он повелевает ненавидеть худое дело, а не человека? Дело дьявола – отторгать нас друг от друга; он сильно старается истребить любовь, чтобы пресечь путь к исправлению и удержать его ближнего в заблуждении, а тебя во вражде и таким образом заградить ему путь ко спасению. Если врач будет ненавидеть и убегать от больного, а больной отвращаться от врача, то может ли больной выздороветь, когда он не будет призывать врача и врач не будет приходить к нему?» — Иоанн Златоуст, святитель. 4 век.

«Божественный Апостол не воспретил и погрешающим оказывать телесные услуги. Лишил он их духовной свободы, но не велел почитать их достойными попечения о них. Ибо говорит: «не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата». Они то же, что больные члены в теле; а таковые члены обыкновенно стараемся приличным образом уврачевать». — Феодорит Кирский, блаженный. 5 век.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04