“Энергия” в оккультизме, физике и богословии — в чём разница?

Главная / Оккультно-мистические / “Энергия” в оккультизме, физике и богословии — в чём разница?
Поделиться

Одна из лазеек, через которую оккультизм контрабандой пробирается в наши головы — омонимы (греч.: “одинаковые имена”). Это такие слова, которые звучат и пишутся одинаково, но подразумевают разное.

Случай с “энергией” в пропаганде оккультизма тот самый!

Если, предположим, вы интуитивно доверяете духовности Православной Церкви, почитаете святыни храмов, икон, мощей… то оккультная пропаганда рада напомнить о духовной “энергии благодати” и поговорить о местах силы, о подзарядке от православных святынь и т. п.

А если у вас склонность к сциентизму и с особым пиететом вы относитесь к естественным наукам, таким как физика, и даже почти материалист, хотя признаете, что “есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам” (У. Шекспир, Гамлет; перевод — Н. Полевой), то наверняка вам будет интересно узнать о новейших исследованиях энергии тонкой материи и тонких тел.

Другими словами, оккультизм увлекает пытливый ум предложением получше разобраться в том, что стоит за вполне респектабельным термином “энергия”, известном и из традиционного христианства, и из академической науки. И не всякий замечает как на пути такого исследования ему подсовывают вместо “энергии” христианской или научной оккультную мифологию.

В некоторых случаях наблюдаются попытки скрестить науку и богословие на основе оккультного понимания энергии (увлёкшийся христианин может не подозревать, что такое понимание оккультное). Тогда появляются магико-квазинаучные истолкования благодатной жизни Церкви…

Давайте попробуем развести три омонима, чтобы не обмануться.

Энергия оккультная

В оккультно-эзотерических источниках духовная (эзотерическая) энергия:

1) это невидимая сила, не соответствующая ни одной из известных физике;

2) это какой-то вездесущий субстрат, из которого состоит Мироздание. Видимый и физический мир это результат “уплотнения” энергии;

3) это субстанциональный антоним “материи”: материя способна перетекать в энергию, а энергия становиться матерей.

Как видим, оккультное понимание энергии страдает внутренней несогласованностью, противоречивостью, самоопровергаемостью. Так, если энергия это сила, то она уже не субстрат (не материал, из которого состоят вещи Вселенной). Поскольку сила это векторная величина отражающая меру воздействия одного объекта на другой.

Тем не менее в одном и том же эзотерическом тексте можно увидеть несколько взаимоисключающих определений подряд:

«Ещё до того, как физики придумали этому понятию различные научные названия, сродни кинетической энергии, она называлась живой силой. Сила, творящая жизнь. Основополагающая штука Вселенной.

Закон сохранения энергии говорит о том, что ничто не приходит из ниоткуда и не уходит в никуда. Вселенная имеет энергию, вмещающуюся в объём самой же себя. И какой этот объём? Бесконечность. Эта энергия заполняет всю Вселенную, она просто состоит из неё. И значит, каждый объект, находящийся в ней — это чистая энергия. Мы, как вы понимаете, объекты Вселенной. Рождение и умирание человека, происходит с выделением и поглощением огромного количества энергии». Источник

Здесь буквально в соседних предложениях энергия то сила, творящая жизнь, то субстрат (все элементы Вселенной предстают как “чистая энергия”), оформленный в элементы Вселенной, то некое излучение, исходящее или поглощаемое элементами Вселенной во время процессов, в которых участвуют элементы Вселенной.

Всю эту дефиниционную чехарду можно принять при условии сниженного критического восприятия, интеллектуальной лени… или если до этого вас убедили, что истина определяется сердцем, а не разумом. Видите ли, разум эгоистично цепляется за грубое материальное бытие и мешает духовному развитию. Зато Истину можно почувствовать интуитивно, сердцем… Примерно так сектантская пропаганда зачастую взламывает запоры критического мышления и здравомыслия. А чувства, как знают профессиональные мошенники на доверии, обманываются легче всего. И они же более устойчивы к критике со стороны. Попробуйте человеку в состоянии острой фазы влюблённости «раскрыть глаза» на объект воздыханий! Скорее вы, чем он станете для него врагом.

Энергия в физике

Научные публикации (и соответственно научные и научно-популярные энциклопедические и справочные издания) рассматривают энергию как «способность производить работу» (Научно-технический энциклопедический словарь). Другими словами как количественную меру движения и взаимодействия материи (материальных объектов и систем).

«ЭНЕРГИЯ… общая количеств. мера движения и вз-ствия всех видов материи. Э. не возникает из ничего и не исчезает, она может только переходить из одной формы в другую (см. ЭНЕРГИИ СОХРАНЕНИЯ ЗАКОН)…

В соответствии с разл. формами движения материи рассматривают разные формы Э…» (Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. 1988. Главный редактор А. М. Прохоров.)

«…общая мера разл. форм движения материи. Для количеств. хар-ки качественно разл. форм движения и соответствующих им взаимодействий вводят разл. виды Э.: механич., внутреннюю, гравитац., электромагнитную, ядерную и т. д. В замкнутой системе выполняется энергии сохранения закон». (Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.)

«…универсальная (общая) количественная мера форм движения, состояния и взаимодействия всех видов материи (см.), связывающая воедино все явления природы, которые отражены в фундаментальном законе сохранения энергии…» (Большая политехническая энциклопедия).

Отсюда следует, что энергия не является неким «строительным материалом» Вселенной, способным перетекать в материю и обратно. Она есть характеристика самой материи: самих материальных предметов и систем. Такая же как масса, скорость и т. п. Абсурдно же думать, что масса, скорость, сила… существуют как-то параллельно и самостоятельно от материи, то перетекая в неё, то возвращаясь к исходному состоянию. Но именно в таком абсурдном свете оккультно-эзотерическая мифология рисует энергию.

«Энергия», к счастью (в том смысле, в котором её используют физики) – вполне чётко определённое понятие, с которым согласны все физики… — пишет современный физик-теоретик и известный популяризатор науки Мэтт Штраслер (цит. в переводе с англ. отсюда), чьи работы в основном связаны с Большим адронным коллайдером и физикой элементарных частиц, — достаточно сказать, что энергия — это не объект. Атом — объект, энергия — нет. Энергией могут обладать объекты и группы объектов — это свойство объектов, описывающее их поведение и их связи между собой».

Энергия не превращается в массу (материю)!

Для придания наукообразности вере в превращение энергии в материю и обратно оккультисты зачастую ссылаются на концепцию эквивалентности массы и энергии, предложенную Эйнштейном и выраженную в формуле E=mc², где E — энергия объекта, m — его масса, c — скорость света в вакууме. А в качестве иллюстраций приводят такие явления как ядерный синтез и «аннигиляцию» частиц в ускорителях.

Однако такая физическая трактовка формулы основана на невежественном понимании. На этот аргумент в интервью мне отвечал однажды доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Института физики НАН Беларуси, заместитель руководителя “Рабочей группы по проведению экспертизы предложений, поступающих в НАН Беларуси и претендующих на новые открытия, основанные на пересмотре современных научных представлений” Евгений Аркадьевич Толкачев. Дело в том, что «Формула Эйнштейна E=mc² это промежуточный «полуфабрикат» феноменологических рассуждений, не вполне согласованный с базисными представлениями последовательно релятивистской физики… она неприменима ко всем видам материи, в частности, не описывает свет, кванты которого не обладают массой».

А общий вывод профессионала таков: «Взаимная обратимость «материи и энергии» невозможна в силу неравноправности этих категорий. В физике энергия это характеристика материи. Попытки придать энергии статус самостоятельного существования всегда заканчивались обнаружением нового вида ее материального носителя, например, электромагнитных волн… Очевидно, что в описанном процессе (ядерного синтеза — ред.) один вид энергии переходит в другой, и только… Аналогичным образом описывается упомянутые Вами процессы аннигиляции, прямой и обратный. В обоих случаях исчезают одни физические частицы и возникают другие в соответствии с законами сохранения. Суммарная масса при этом, конечно, не сохраняется, но это отнюдь нельзя интерпретировать как исчезновение материи»». (Читать полностью: Лженаука. Физик о материи, энергии и “кирлиановой” ауре)

Не смотря на популярное употребление выражения «чистая энергия» не существует никакого его эквивалента в реальности. Те примеры, которые обычно описывают этой фигурой речи на поверку чаще всего имеют ввиду световое излучение или фотоны света. Они действительно не имеют массы покоя (вообще фотоны по природе своей существуют только в движении), но тем не менее они являются такими же материальными объектами, как и другие известные частицы. «Энергия – это то, чем обладают фотоны, а не то, чем они являются. У меня есть рост и вес – но это не означает, что я – это рост и вес», — подчёркивает Мэтт Штраслер.

Вообще современная физика ушла от привычного школьного понимания природы частиц и материи. Сегодня базовым понятием являются не частицы, а поля. Они являются «материалом», из которого «соткана» Вселенная. Частицы же понимаются как возмущения этих полей, доступные для приборной регистрации.

«Нам… достаточно знать, что частицы, двигающиеся сами по себе сквозь пространство, могут обладать двумя типами энергий: энергией массы (E= mc2, не зависящей от движения частицы) и энергией движения (эта энергия равна нулю у покоящейся частицы и становится тем больше, чем быстрее она двигается)… Термин «чистая энергия» — смесь поэзии, краткого описания и мусора. Поскольку у фотонов нет массы, у них нет энергии массы, поэтому их энергия — это «чисто энергия движения». Но это не то же самое, что сказать: «Фотон — это „чистая энергия“», что в строгой физике, что в представлении дилетанта. Фотоны — это частицы, такие же, как электроны. И те, и другие — это рябь соответствующих полей, и у обоих есть энергия. У аннигилировавших электрона и позитрона тоже есть энергия — столько же энергии, сколько будет у фотонов, в которые они аннигилировали, поскольку энергия сохраняется (общее количество энергии не изменяется при аннигиляции)», — заключает профессиональный физик-теоретик.

Энергия в богословии

Основным языком богословия Нового Завета и святых отцов православной Церкви был греческий. И слово «энергия» греческое: ἐνέργεια. Оно происходит от «эн» (ἐν) + «эргон» (ἔργον). Буквально: «в дело», «в работу». Примечательно, что единица измерения работы в физике имеет производное от «эргон» название: эрг.

Во времена новозаветного койне слово «энергия» ещё не имело ни современного физического, ни современного оккультного истолкования. Авторы того времени подразумевали под энергией нечто иное. Древнегреческо-русский словарь И. Х. Дворецкого сообщает:

«εν-εργεια η

1) действие, деяние…

2) деятельность (характера), активность, живость…

3) сила, мощь…

4) филос. энергия, сила в действии, (осуществленная) действительность…»

В Синодальном переводе Библии это греческое слово переведено как «действие» и как «сила».

Например:

«…потому что Бог производит (энэргОн) в вас и хотение и действие (энэргЭйн) по Своему благоволению» (Флп. 2:13).

«…для чего я и тружусь и подвизаюсь силою (энЭргэйан) Его, действующею (энэргумЭнэн) во мне могущественно». (Кол. 1:29)

Преподобный Иоанн Дамаскин поясняет: «Должно знать, что все способности, о которых мы прежде сказали, как познавательные, так и жизненные, так и естественные, также и искусственные, называются ενέργειαι [т. е. действиями или деятельностями]. Ибо энергия есть естественная каждой сущности сила и движение. И еще: энергия есть естественное, врожденное движение всякой сущности; откуда ясно, что чего сущность одна и та же, того одна и та же и энергия, а чего природы различны, того различны и энергии; ибо невозможно, чтобы сущность была лишена естественной деятельности.

В свою очередь, энергия есть та естественная сила, которою изъясняется каждая сущность. Энергия есть естественная и первая вечно движущаяся сила разумной души, то есть вечно движущийся ее разум, естественным образом постоянно из нее изливающийся. И опять: энергия есть естественная каждой сущности сила и движение, которых лишено одно только не сущее.

Называются же энергиями также и деяния, как, например, говорить, гулять, есть, пить и подобное. Но часто называются энергиями также и естественные чувства, как, например, голод, жажда и подобное. Называется же, в свою очередь, энергией и полнота силы». (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, Глава 23 (37). Об энергии [действии или деятельности] // Книга вторая.)

Святые отцы вводят также понятие нетварных энергий Божиих, которые отождествляют с Божественной благодатью и описываются как действия или силы Божии, не отделимые от Него Самого.

«В богословском Предании Православной Церкви особое место занимает учение о сущности и энергиях Божиих, изложенное святителем Григорием Паламой в полемике против Акиндина и Варлаама и утвержденное Константинопольскими Соборами середины XIV века. Это учение ставило целью дать богословское обоснование христианского понимания Бога как одновременно непостижимого и постижимого, трансцендентного и имманентного, неименуемого и именуемого, неизреченного и изрекаемого, неприобщимого и приобщимого… Одним из путей объяснения данного парадокса в восточно-христианской традиции служило понятие о «действиях», или энергиях Божиих, отличных от сущности Божией. Если сущность Божия незрима, энергии могут быть видимы; если сущность неименуема, энергии могут быть именуемы; если сущность Божия непостижима, то энергии могут быть постигаемы разумом… В учении о Божественных именах, как мы помним, понятие энергий-действий имело ключевое значение: согласно Григорию Нисскому, Бог «получает наименование от действий, которые… касаются нашей жизни». Та же идея высказывалась Дионисием Ареопагитом, который называл действия Божии ad extra (вовне) «исхождениями», «выступлениями» (προοδοι): имена Божии описывают не Божественную сущность, но «исхождения» Бога вовне.

Заслуга святителя Григория Паламы заключается в том, что он сумел богословски обосновать отличие сущности Божией от энергий Божиих, выявить соотношение между сущностью и энергией, показать, что между ними общего и в чем различие, описать природу Божественных энергий…

Согласно Паламе, «каждая (Божественная) сила или каждая энергия есть Сам Бог». В этом смысле энергия Божия, будучи связующим звеном между Богом и тварным миром, не является «посредником» между тварным и нетварным, между человеческим и Божественным: это не какая-то промежуточная природа, отличная от Божественного и человеческого. Все энергии Божии нетварны и Божественны, все они являются Самим Богом, Самим Божеством в Его проявлении вовне: «Как бы их ни называли – благодатью, божественной жизнью, светом, озарением, – энергии, или Божественные действия, принадлежат самому существованию Божиему; они представляют Его существование для нас. Значит, не только оправданно, но и необходимо употреблять по отношению к ним собственные определения Божества: они суть Бог (Θεος) и Божество (Θεοτης)». (Митрополит Иларион (Алфеев), Сущность и энергии Божии // Бог в творениях Отцов Восточной Церкви. — Православие. Том 1, Глава II. Бог.)

Итак, энергии в богословии это не какой-то незримый альтернативный веществу и материи субстрат, поле или излучение: это действия (физические, психологические, духовные) или силы (Бога, человека, ангелов).

Осталось разобраться с представлением об освящении благодатью людей и предметов которое, увы, у многих христиан носит неосознанно оккультно-эзотерический характер. Но этому вопросу мы посвятим отдельную публикацию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04