Почему Свидетели Иеговы не носят бороды?

Главная / Псевдохристианские / Почему Свидетели Иеговы не носят бороды?
Поделиться

Если вы когда-нибудь видели портрет основателя «Общества Сторожевой башни» (они же: «Свидетели Иеговы» — запрещённая в РФ организация, признанная экстремистской) Чарльза Рассела, то вас должно удивить, что в секте действует устный, но довольно жёсткий запрет на ношение бороды. Ещё более странна такая строгая традиция на фоне того, что Христос и апостолы, по всей видимости, были бородаты.

Например, журнал «Сторожевая Башня» от 1 сентября 1968 года на стр. 543 в рубрике «Вопросы читателей» отвечая на вопрос о бородатости Христа отвечал так: «… Библейское свидетельство является самым надежным свидетельством, которое можно найти по этому вопросу, и недавний тщательный анализ указывает на то, что Иисус имел бороду».

Когда речь заходит об объяснении причин навязчивого отказа от бород ОСБ даже не пытается юлить и искать запреты в Библии. Придумать человеческое обоснование отвращению к бородам у своих членов Свидетелям Иеговы в своё время помогли хиппи и участники протестных молодежных движений США, которые нередко носили бороды и воспринимались как асоциальный элемент. А возвещатели секты не хотели производить впечатление неблагонадёжных. Даже в 70-е годы ОСБ объяснялось по этому вопросу так: 

«Также причудливая прическа может способствовать тому, что попадают в ловушку диавола и служат другим преткновением. Например, один молодой человек в Соединенных Штатах делал хорошие успехи. Уже будучи юношей он отрастил себе бороду, и так как некоторые деловые люди носили бороду, он считал, что его борода в проповеднической деятельности никому не помешает. Но вот у одной двери, едва он представился, владетельница квартиры сказала: «Мне жаль, молодой человек, но я не желаю дать себя впутать в восстание студентов». Что бы он ни говорил — ему не удалось выяснить недоразумение, и разговор закончился тем, что дама закрыла дверь. Так как этот новый проповедник Царства не хотел быть виною, чтобы кто-нибудь был им шокирован и из-за него не пошел бы по пути жизни, он дал себе отрезать бороду». — журн. «Сторожевая Башня» от 1 декабря 1976 г., стр. 184

Подобная аргументация, впрочем, не объясняет существование навязчивой нелюбви к бородам в регионах, где они не влекут негативных ассоциаций, а также в современном мире, где ухоженная борода даже имеет коннотацию респектабельности и благополучия.

Неожиданный и, на мой взгляд, наиболее правдоподобный ответ об истоках «брадофобии» Свидетелей Иеговы можно найти в автобиографии бывшего Бруклинского функционера Уильяма Шнелла «30 лет в рабстве у Сторожевой Башни».

Шнелл родился в Германии. В 1921 году принял крещение у Исследователей Библии (тогдашнее название СИ). За особую активность был приглашен в штаб-квартиру в Бруклине, где с 1927 по 1954 годы занимал ответственные посты. Однако в результате долгих духовных исканий покинул ОСБ и в 1959 году опубликовал названую автобиографию. 

В ней он рассказывает об эпизоде, который произошёл весной 1925 года, когда вместо предсказанного конца света к немецким свидетелям Иеговы нагрянул президент «Общества Сторожевой башни» судья Джозеф Франклин Рутерфорд.

Сперва даю текст в оригинале, затем — мой вариант перевода.

«An amusing incident took place at the time of the Judge’s visit. The Director of our German branch, as had many before him, had grown a large beard, patterned after Charles T. Russell’s beard. The Judge did not want anything at all to remain which might remind him of Russell—not even the cultivation of a beard. So, sitting at the table for dinner one night within my earshot, the Director asked the Judge for one more large rotary press. The Judge said nothing for a while, merelyate. Then suddenly he looked up, his eyes pinned severely on the Director’s huge beard and said, “I will buy you the press if you take that thing off,” pointing to the beard. It surely shocked the Director’s sensibilities, but he meekly heeded the warning and soon shamefacedly appeared minus his beard».

«Во время визита судьи произошел забавный инцидент. Директор нашего немецкого филиала, как и многие до него, отрастил большую бороду по образцу бороды Чарльза Т. Рассела. Судья не хотел, чтобы осталось что-либо, что могло бы напоминать ему о Расселе, — даже отращивание бороды. Так вот, однажды вечером, сидя за столом за ужином в пределах моей слышимости, директор попросил у судьи еще один большой ротационный пресс. Судья какое-то время молчал, просто молчал. Потом вдруг поднял взгляд, строго впился взглядом в огромную бороду директора и сказал: «Я куплю тебе пресс, если ты избавишься от этого», указывая на бороду. Это, конечно, потрясло чувства директора, но он безропотно внял предупреждению и вскоре смущенно появился без бороды».

Тут нужно пояснить, что судья Джозеф Рутерфорд хотя и входил в ближайшее окружение Чарльза Тейза Рассела, но был лишь юридическим консультантом, не имея никаких формальных назначений в Обществе. Он отличался хамоватостью (на культовом арго — прямотой и решительностью), способностью идти к целям напролом, по головам (на культовом арго — энергичностью и бесстрашием). При этом, будучи пуритански строг к другим, в свою жизнь он позволял проникать ноткам греха и разврата.  Так, по свидетельству одного из сотрудников Общества, накануне одной вечери воспоминания смерти Христа вместе с двумя старейшинами и молодой исследовательницей Библии он посетил эротическое шоу. По версии культовой, естественно, это всё клеветнические происки врагов и завистников.  

Накануне смерти Рассела Рутерфорд сделал всё, чтобы заслужить его доверие, расположение и попасть в завещание в качестве преемника. Рассел, однако, не повёлся. И его завещание вместо передачи кому-либо единоличной власти гласило:

«…Я хочу, чтобы вся редакционная обязанность Zion’s Watch Tower была в руках Комитета, состоящего из пяти братьев, которых я здесь упоминаю, чтобы они были очень осторожными и верными Правде. Все статьи, которые будут выходить в Zion’s Watch Tower (Сторожевой Башне), должны иметь признание по крайней мере трех из комитета, состоящего из пяти…

Ниже перечисленные фамилии как членов комитета (в зависимости от того, согласятся ли они) я допускаю, что они верны учению Священного Писания, особенно учению об Искуплении…

Редакционный комитет должен быть постоянным, то есть, если бы кто-то из членов умер, или отказался, то остальные члены обязаны были бы избрать другого на его место, чтобы издание никогда не издавалось, если ба комитет не был полным, то есть состоящим из пяти…

В дополнение к пяти перечисленным, которые должны составлять комитет, подаю пятерых других, из которых я бы скорее хотел делать общий выбор, разве только между составлением этого завещания и моей смертью, случилось бы что-то такое, что указывало бы на них как менее желаемых, чем других для того, чтобы занять вакантные места. Фамилии братьев редакционного комитета следующие:

  1. Вильям Е. Пейдж,
  2. Вильям Е. Ван Амбург,
  3. Генри Клей Роквелл,
  4. Е. В. Бреннейсен,
  5. А. Г. Робинсон.

Фамилии пяти других, которых я советую как наиболее подходящих для заполнения вакантного места в редакционном комитете, следующие:

А. Е. Барджис, Рберт Гирш, Исаак Хоскинс, Джо Г. Фишер (Скрентон), Дж. Ф. Рутерфорд, Д-р. Джон Эдгар».

Итак, несмотря на все усилия и интриги Рутерфорд в последней воле Рассела оказался даже вне списка из пяти членов управляющего комитета — где-то на скамейке запасных с минимальным гипотетическим шансом когда-то оказаться среди топ-менеджеров секты.

Рутерфорда это не остановило. Он в наглую устроил переворот и вопреки завещанию основателя секты стал её главой. Причём не в составе комитета из 5 братьев, а единоличным. Теперь понимаете почему с болезненным раздражением и ревностью Джозеф Рутерфорд воспринимал всякое напоминание о Расселе! Даже внешнее…

Так и стал судья Рутерфорд своего рода Петром Первым в «Обществе Сторожевой башни», обрившим бороды своим «боярам».

Прелюбопытно, что именно в его правление (с 1930) даже Христа публикации ОСБ начали изображать без бороды.

Впрочем, это слишком уж смущало как действующих, так и потенциальных членов секты. Так что в 1968 году пришлось всё-таки примириться с бородой у Христа. Но всё равно в культовой пропаганде борода до сих пор ассоциируется с чем-то негативным, греховным. Её сбривание при обращении в христианство ставится в один ряд с бросанием пить, принимать наркотики и оставлением другого греховного поведения и привычек.

«Приняв решение служить Иегове, мы перестали сожительствовать и порвали со своими прежними друзьями. Я сбрил бороду и подстригся». — журн. «Пробудитесь!» за декабря 2007 года, стр. 24

«Но благодаря помощи друзей из собрания я в конце концов справился. Я прекратил напиваться и употреблять наркотики, подстриг волосы, сбрил бороду и перестал одеваться только в черное». — журн. «Сторожевая Башня» за апрель 2012 года, стр. 15

«Встретив его через четыре месяца, я с удивлением узнала, что он изучает Библию. Еще через полгода он нашел меня в школе и поблагодарил за то, что я проповедовала ему. Я его даже не узнала, потому что он подстригся и сбрил бороду. Сейчас он некрещеный возвещатель». — Ежегодник Свидетелей Иеговы за 2017 год, стр. 57

«Эрик стал готовиться ко всем встречам собрания и посещать их со всей своей семьей. В первую же неделю он написал письма о выходе из трех разных церквей, сбрил бороду и решил не праздновать праздники».Ежегодник Свидетелей Иеговы за 2011 год, стр. 58

Вот так: президент ОСБ Джозеф Рутерфорд давно умер, а его неприязнь к основателю узурпированной им секты жива до сих пор.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04