В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение

Главная / Ортодоксия / В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
Поделиться

Уже много лет к ряду различные эксперты выражают обеспокоенность тем, что в России с каждым годом оскудевает не только свобода слова, но свобода совести. Причём даже, казалось бы, ангажированные православные эксперты.

Например, после того, как 19 сентября 2019 года саратовский суд приговорил к различным срокам тюремного заключения шесть членов секты «Свидетели Иеговы» (запрещённая в РФ организация) за них вступился даже самый видный православный сектоборец РФ Александр Дворкин:

«…Да – руководство секты – самые настоящие преступники, циничные и злонамеренные. Но за что же наказывать рядовых членов, и без того являющихся их жертвами? … Мы не боремся с сектантами – нашими согражданами, в несчастную минуту жизни вовлеченными в жесткие тоталитарные сообщества. Мы боремся с сектами – этими сообществами, использующими и эксплуатирующими сектантов, манипулирующие их сознанием и нарушающими их гражданские и человеческие права. И боремся мы ради этих сектантов и за них…»

Его не услышали. В конечном итоге организация Свидетелей Иеговы в России была признана экстремистской и запрещена целиком.

Запрет, кстати, Дворкин поддержал, пояснив так:

«Нам пытаются представить, что это некая борьба с верой. Но это не является борьбой с верой, потому что государство не может регулировать, кому как верить, и в данном случае государство не регулирует: никому из членов «Свидетелей Иеговы» не запрещается исповедовать свою веру… А дальше, если вы хотите — собирайтесь вместе на квартирах, обсуждайте свою веру, никто вам мешать не будет.»

Представьте себе на пике закрытия церквей и гонений на Православие в СССР выходит некий советский эксперт по делам религий и говорит: «Закрытие церквей это не гонение на веру. Ведь никто не запрещает гражданам собираться на кухнях и обсуждать там вопросы своего катехизиса!» Вот так бревноглазненько рассудил тогда мой российский коллега.

Я не спорю. Быть может действительно после нескольких не услышанных предупреждений и стоило бы запретить Свидетелей Иеговы. Совсем недавно я сам публиковал статью, в которой говорится об одной из реальных опасностей, исходящих от этой секты: «Сколько людей убивает учение Свидетелей Иеговы

Проблема Российского правосудия, однако, в том, на мой взгляд, что в качестве экстремизма им вменили то, что спокойно можно найти и внутри традиционных конфессий. В Православии, например. В самой Библии!

Даже православные миссионеры, которые много лет предупреждали об опасности Свидетелей Иеговы и спорили с их учением, такой запрет не поддержали. Против него, например, высказался протодиакон профессор Андрей Кураев:

«— Вы же выступали против “Свидетелей”, говорили, что это неполезная секта…

— Что секта – правда, и что вреднющая – тоже правда. Я никогда не отказывал себе в удовольствии поспорить с ними, поскольку мое любимое блюдо – мелкошинкованный сектант. Я выступал за то, чтобы госструктуры с этой сектой не сотрудничали. Чтобы в школах и медучреждениях разъясняли, в чем опасность этой секты. И от своих слов не отказываюсь.

Но обвинять их в экстремизме – это даже не смешно. Такое решение иначе, как идиотским, прозвоненным, не назовешь: обвинять пацифистов, радикальных непротивленцев-толстовцев в экстремизме!

Их руководство запрещало своим адептам встречаться и спорить со мной. Но никогда никаких угроз в свой адрес от них я не получал.

— А что надо было делать, чтобы хоть как-то привести в норму их активистов, которые настойчиво пристают к людям, где только можно?

— Ну что же поделаешь? Когда вам на улице суют рекламу, скажем, мехового салона, то делают это не менее настойчиво.

Запрещать нерационально. И уж точно не с теми аргументами, которые были приведены (или, напротив, не приведены). Тем более что пока никаких внятных цитат предъявлено не было. Кстати, ряд из этих запрещенных книг есть и у меня дома, я ничего экстремистского там не заметил. Так что, и меня теперь надо арестовывать?

Да, у них есть резкие высказывания в адрес других религий. Это правда. Но тот же Верховный суд РФ еще несколько лет назад принял решение, что критика религий не является преступлением.

И у наших христианских авторов, в том числе священных, древних, авторитетных, есть крайне негативные высказывания. А слова Иисуса, сказанные про основателей других религий: “Все, кто не приходили прежде меня, суть воры и разбойники”? Это ведь и про Заратустру, и про Будду. Так что – запретим Евангелие? А фарисеев Он вообще раскрашенными гробами величал…»

Одним из оснований признания СИ в РФ экстремистской организацией было обвинение в распространении литературы, признанной экстремистской. Однако каково качество экспертиз и вынесенных на их основе постановлений демонстрирует заявление Александра Дворкина, раскритиковавшего решение Выборгского суда о признании экстремистской литературой «Перевода Нового Мира» и экспертизу, лёгшую в его основу…

Кстати, выше цитированный прогноз Александра Леонидовича не оправдался. Свидетелям Иеговы не позволяют исповедовать веру с единоверцами даже у себя дома — «Суд для свидетелей Иеговы: верующие тайно собирались в московской квартире»:

«…по версии следствия, сторонники движения изучали религиозную литературу, а также «иные источники информации», в которых пропагандировалось учение свидетелей Иеговы…»

Так что запрет СИ в России на практике это именно гонение на веру во всех смыслах!

Причём запрет этот продиктован, по всей видимости, какими-то идейно-политическими соображениями. А раз так, то вслед за «пилотным проектом» зачистки Свидетелей Иеговы, видимо, следует ожидать устранение всякой свободы совести и для многих других исповеданий, руководство которых не присягнёт на верность кесарю и не позволит включить свою конфессию в пропагандистско-идеологический аппарат режима.

Пока тотальной зачистке, на мой взгляд, мешают два фактора: недостаток полицейской силы (она сейчас отвлечена на другие направления) и попытка всё ещё сохранять видимость цивилизованного свободного государства.

Но на захваченных у Украины территориях РФ более откровенна и позволяет себе открыто делать здесь то, что пока ещё стесняется делать в собственной стране. Поэтому, полагаю, здесь мы можем увидеть будущее свободы совести и религиозной политики РФ.

Заглянем в это будущее на примере одного из оккупированных городов — Мелитополя. Представьте, что вы собрались с единоверцами и построили себе здание церкви или молитвенного дома.

 
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
 

А потом к вам пришли вооружённые люди и вне всяких правовых процедур и решений суда «отжали» дорогое вам здание под свои нужды!

18 лет члены общины «Новое поколение» в Мелитополе на свои деньги строили и облагораживали свой молитвенный дом и прилегающую территорию. Начали строительство ещё в 90-х.

 
 
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
А в 2021 году российские оккупанты бесцеремонно ворвались в здание, всех выгнали и объявили здание национализированным (?!). Молитвенный дом превратили в «Министерство молодёжи и спорта».
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
Прямо во время богослужения в воскресенье 11 сентября российские военные ворвались в здание одной из самых крупных евангельских церквей Мелитополя — «Благодать» (напротив Мелитопольского государственного педуниверситета им. Б. Хмельницкого).
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
У присутствующих списали паспортные данные, взяли отпечатки пальцев и запретили служение, обвиняя в «связях с США». Здание отдали оккупационной полиции и другим силовикам.
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
Не повезло и местной общине церкви «Слово жизни». Их культовое здание по улице Седовцев, 6 оккупационные власти использовали в качестве военной базы и ночлежки.
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
Захваты церквей сопровождались похищениями пасторов. Так, епископа «Слова жизни» Дмитрия Бодю похитили 19 марта и держали в плену 8 дней. Потом отпустили, приказав покинуть город.
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
Во время захвата «Благодати» двух пасторов задержали. Старший пастор — Михаил Брицын — оказался в тюрьме.
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
18 июня прямо во время молитвы на площади Победы вооруженные российские солдаты увели на глазах у верующих пастора «Источника жизни» Валентина Журавлёва. Отпустили только через несколько дней.
 
В оккупированной Украине реализуется будущее российской религиозной политики — мнение
Боюсь, многих аппаратчиков РПЦ такая бесцеремонность с сектантами не шокирует, а скорее обрадует: «О, так это ж хорошо! Наши власти востину православные — так здорово борются с рассадниками ересей!»

Однако ничего православного в отнятии свободы совести нет. Просто за века кесарепоклонства у нашей иерархии атрофировалась способность демонстрировать привлекательность Православия в открытой общественной дискуссии. И наоборот, выработалась привычка полагаться на административно-правовой ресурс госвластей для поддержания своего статуса. При такой проязыческой установке физическая расправа с конкурентами кажется естественной и нравственно оправданной.

Не так, однако, думали апостолы, мужи апостольские и христиане первых веков:

Ириней Лионский (2 век): «Бог сотворил человека свободным, имеющим свою власть добровольно исполнять волю Божью, а не по принуждению от Бога: ибо у Бога нет насилия. Бог внушает совет, увещевая нас к покорно­сти, но не принуждая. И если кто не захочет следовать Евангелию, это — в его власти, но не полезно ему…».

Тертуллиан (II-III вв.): «Религия одного ни вредна, ни полезна другому. Принятие той или иной религии должно происходить по убеждению, а не насильствен­но».

«Остерегайтесь отнимать у кого бы то ни было свободу религии, ибо это служит к умножению безбожия».

Лактанций (3—4 вв.)«Нужно защищать религию не убивая, но умирая; не жесткостию, а терпением; не злодеянием, а честностью… Ибо нет ничего в такой мере свободного (добровольного) как религия… ».

Афанасий Великий (4 век)«Богочестию свойственно, как говорили мы, не принуждать, а убеждать. И сам Господь, не принуждая, но отдавая на произволение, говорил, как всем: “аще кто хощет по Мне ити” (Мф. 16, 24), так и ученикам: “еда и вы хощете ити?” (Иоан. 6, 67)».

«Если позорно во всех отношениях, что некоторые епископы по страху переменили свою веру, то еще позорнее и свойственно только людям, которые сами не верят в состоятельность своего исповедания, — употреблять насилие и принуждать тех, кто не желает. Так и дьявол, поелику в нем нет ничего истинного, приходит «с секирами и бердышами» (Пс. 73:6) и разламывает двери принимающих его. А Спаситель так кроток, что учит «если кто хочет идти за Мною» (Мф. 16:24) и «кто хочет быть Моим учеником»; (Лк. 8:20) и, приходя ко всякому, не вторгается с насилием, а только стучит (Апок. 3:20) и говорит: «отвори Мне, сестра Моя, невеста» (Песн. 5:2); и когда отворяют, входит, а когда медлят и не желают принять, уходит. Нет, не мечами и стрелами, не посредством военных отрядов, а убеждением и советом возвещается истина. А какое убеждение там, где страх от царя? Какой совет там, где возражающего наказывают изгнанием или смертью? И Давид был царь; но когда враг попался в руки его и воины хотели убить врага, он не запретил им властно, а — как говорит Писание (1 Царств. 26:9), убедил Давид мужей своих словами и не дал им убить Саула».

Иларий Пиктавийский (4 век)«Для того вы и поставлены [император Констанций — ред.] за тем вы и смотрите, чтобы все ваши подданные пользовались дорогой для них свободой. Возмущенный мир церкви нельзя восстановить, разрозненных нельзя собрать иначе, как предоставив им полную свободу жить по своим убеждениям, без всякого рабского принуждения…

И если даже вы употребили бы подобное насилие в интересах истинной веры, и тогда епископы, с их учительским авторитетом, пошли бы против вас и сказали: Бог — Господь всей вселенной, не нуждается Он в подневольном послушании, не требует вынужденного исповедания. Его нельзя обмануть, а Его благоволение можно заслужить искренним исповеданием Его. Не для Него, а ради нас самих должны мы чтить Его. Я и до крещения могу допустить только желающего, выслушать лишь того, кто просит, и запечатлеть печатью дара Св. Духа того, кто исповедует веру».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

О нас

Консультация сектоведа в Беларуси. Помощь при столкновении с деструктивным сектантством: сектологический анализ и прогноз ситуации, консультирование по управлению взаимодействием с культистами, консультация по выходу и др. УНП: 192947769

Контакты

+375 (29) 779 18 04